История
Троице-Лыкова и его храмов неразрывно связана с владельцами усадьбы,
с их судьбами, отразившими исторические события, происходившие на Руси
с XVI но XX век. Свое название, как и десятки других подмосковных сел
(Покровское, Архангельское), Троице-Лыково получило но имени возведенной
в нем Троицкой церкви и по фамилии древнего его владельца - князя Лыкова-Оболенского.
Село Троицкое (старинное название Троице-Лыкова) по историческим документам
известно уже с XYI века, когда бывший Московский уезд принадлежал царским
родственникам, князьям да боярам, поделившим между собой богатые подмосковные
села: Кунцево, Фили, Крылатское, Татарово.
В 1876
году усадьба Троице-Лыково перешла к купеческому роду Карзинкиных, которым
принадлежали текстильные фабрики, магазины в Гостином дворе, гостиницы
"Метрополь" и "Гранд Отель", жилые и доходные дома в Москве и других
городах. Благочестивые владельцы имения строили на свои деньги храмы
и украшали их, а также делали вклады в монастыри и разные богоугодные
заведения, помогали малоимущим.
В Троицком-Лыкове
община сестер милосердия фактически образовалась с момента открытия
здесь богадельни, то есть в 1880-х годах. Есть сведения, что уже тогда,
в 1886 году, Юлия Матвеевна Карзинкина подавала прошение о юридическом
учреждении общины, но по каким-то причинам получила отказ. Сестричество
тем временем продолжало существовать. В 1910 году в его ведение перешло
загородное отделение приюта для детей-эпилептиков Братства во имя Царицы
Небесной.
Решение
о передаче своего имения общине созрело у Юлии Матвеевны Карзинкиной
давно, официально же ее воля выразилась в духовном завещании, составленном
9 июня 1914 года. Карзинкина распорядилась передать общине все имение
Лыково с усадебным зданием и фермой, скотом и инвентарем, богадельней
и лечебницей, а также домовладение № 46 по 3-й Мещанской улице в Москве
для устройства подворья. Главный дом усадьбы отдавался общине со всей
обстановкой. Лишь "ропетовский" теремок сохранился за Иваном Сергеевичем
Карзинкиным.
При местных
храмах предполагалось учредить две часовни: при Троицком - часовню Сергия
и Иулии над семейной усыпальницей Карзинкиных, а при Успенском - вторую,
где предполагалось погребать насельниц общины.
По завещанию
Юлии Матвеевны "в общине должны ежедневно совершаться заупокойные литургия
и панихида, за которыми прошу поминать меня и сродников моих: Сергея,
Пантелеймона, младенца Николая, Матвея, Анну, Николая, Григория, Михаила,
Евдокию, Иакова, Ирину, Леонтия, Пелагею, Иоанна и Александру. "Прошу
настоятельницу Общины подавать ежедневно на проскомидию мой синодик
и поминать как меня, так и всех там вписанных".
25 августа
1916 года, "обсудив обстоятельства настоящего дела и принимая во внимание,
что:
-
учреждение при селе Троицком-Лыкове
Московского уезда женской общины может иметь немаловажное религиозно-просветительское
значение для окрестного населения,
-
существование общины представляется
обеспеченным завещанным потомственною почетною гражданкою Ю.Карзинкиною
движимым и недвижимым имуществом,
-
со стороны Министерства Внутренних
дел препятствий к учреждению означенной общины не встречается",
Священный
Синод постановил:
-
"учредить женскую общину с наименованием
"Свято-Троицкою" с таким числом сестер, какое община в состоянии
будет содержать на собственные средства с передачей одного из
трех храмов с. Троицкого-Лыкова;
-
открыть при названной общине штатные
священническую и псаломщическую вакансии;
-
разрешить помянутой общине
принять:
а) 611 десятин 144,37 кв. с. земли с постройками;
б) участок земли с постройками - находящийся
в Москве в Мещанской части".
Определением
Синода от 6-8 февраля 1917 года община была учреждена. Настоятельницей
обители назначили монахиню Алипию (Таишеву), казначею Московской Покровской
Епархиальной общины сестер милосердия, с возведением ее в сан игуменьи.
Перед
открытием общины был выработан ее устав.
Всего
полгода оставалось до октябрьской катастрофы, а новая община деятельно
обустраивалась. Приняв налаженное хозяйство, сестры успешно произвели
весенний сев и посадку огородных культур, собрали прекрасный урожай.
Сестер насчитывалось 100 человек, позднее - 117.
Обительской
церковью стал маленький деревянный храм Успения Божией Матери. В него
был назначен духовник общинный священник Василий Мансветов.
В зале
большого дома Карзинкиных в 1918 году была устроена домовая церковь
в честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость". В описи имущества
общины указано, что икона эта явленная, но каким образом и когда она
явилась, осталось неизвестным. Храм был освящен 30 апреля 1918 года
Святейшим Патриархом Тихоном, объезжавшим в это время Московскую епархию.
Огромное
хозяйство вновь образованной общины процветало так же, как и при Карзинкиных.
Для новой власти это был лакомый кусочек. Массовое закрытие монастырей
еще не началось. Свято-Троицкая община по примеру других монастырей,
владеющих землей, преобразовалась в Трудовую коммуну Троицкой общины.
Кроме настоятельницы, монахинь в общине еще не было, только послушниц
числом около 100 человек. Среди них были опытные сестры, которые пришли
вместе с матушкой Алипией из Покровской общины, остальные же происходили
преимущественно из местных крестьянок. Документы сохранили имена некоторых
послушниц: Екатерина Якимова, Мария Сутович, Надежда Крючкова, Феодосия
Халтурина, Наталья Сытина. Попечительница обители, послушница Екатерина
Карзинкина, дочь Юлии Матвеевны, исполняла обязанности казначеи.
В уставе
"коммуны" было записано: "Хозяйство коммуны ведется на строгом принципе
личного труда. Наемный труд не допускается". Привлекать специалистов
община имела право только по договору с государственными учреждениями.
Лучшую
землю у общины советская власть немедленно отобрала. В 1918 году скота
в общине оставалось не так уж много: 15 коров, бык, 13 лошадей, 6 телят,
5 свиней, 18 овец, 6 коз. Сельскохозяйственный инвентарь состоял из
соломорезки, жнейки, косилки, веялки, сеялки, культиватора, 10 борон.
Все это хозяйство было "реквизировано" в мае 1918 года перед самым севом
Хорошевским волостным совдепом.
Интересы
общины в Совете Народных Комиссаров защищал член Всероссийского Церковного
Собора Николай Дмитриевич Кузнецов: "Совет Московского Уездного Земельного
Комиссариата 23/10 мая 1918 года постановил предоставить в распоряжение
Коммуны все имущество общины. Между тем это постановление кому-то не
понравилось и Хорошевский Совет поступает как раз вопреки ему : "Прошу
Совет Народных Комиссаров произвести расследование по сему делу, оградить
уже признанные права Трудовой Коммуны Троицкой общины, а до этого сделать
распоряжение о приостановлении приведения в исполнение постановления
о выселении Общины. Иначе вся Община окажется разоренной. Сестры ее
и призреваемые в богадельне всего около 300 лиц останутся без пропитания.
Коммуна в настоящее время добивается получить около 150 десятин, считая
в этом количестве и усадьбу... Община существует лишь немного, меньше
года. В течение прошлого лета она находилась в периоде формирования,
причем период этот протекал в крайне ненормальных условиях, вызванных
только что происшедшей революцией. Что же удивительного, если Община
принуждена была пользоваться наемным трудом, когда личный состав ее
постепенно пополнялся и сестры не знали друг друга, взаимных способностей
и склонностей. К тому же к наемному труду Община прибегала лишь в крайних
случаях, постепенно заменяя его личным трудом своих членов и доведя
с момента образования Коммуны число вольнонаемных рабочих до 10 человек,
тогда как к моменту образования Общины наемных рабочих было несколько
десятков. Некоторые бывшие рабочие вступили в члены Коммуны, остальные
вступят тоже или уедут. Выселение же Коммуны не может принести никому
никакой пользы: увеличится лишь число голодных, а главным домом усадьбы
все равно не придется воспользоваться, так как в нем помещается домовая
церковь".
18 июня
1918 года постановление о передаче имения Карзинкиной Трудовой Коммуне
было отменено и вынесено новое: "Признать самое коммуну монастырской
общиной, ничего общего с социалистическим трудом не имеющей; передать
имение Карзинкина со всеми землями, живым и мертвым инвентарем Хорошевскому
Совету и предложить коммуне в срок, установленный Хорошевским Советом,
выселиться из имения".
Общину
выселили. Больные старики и дети были выброшены на улицу. Но некоторые
"монашки", как их называли в селе, еще долго жили в подвале каменной
усадебной церкви, у И.С.Карзинкина, в домах священников.
В конце
2003 года при Приходе было вновь воссоздано сестричество, занявшееся благотворительной деятельностью, а в 2013 году храмовый комплекс Троице-Лыково, согласно завещанию Ю.М. Карзинкиной, был передан Покровскому ставропигиальному женскому монастырю г. Москвы.
Источник:
Святыни православной Москвы, М: 1998 г.
|