Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы
 

Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы

 

О молитве

 

Что такое молитва?
В христианском катехизисе, то есть в наставлении о христианской вере, о молитве сказано так: «Молитва есть возношение ума и сердца Богу и является благоговейным словом человека к Богу». Другими словами молитва - это беседа или разговор с Богом.
Молитва имеет большую силу. «Молитва не только побеждает законы природы, не только является непреоборимым щитом против видимых и невидимых врагов, но удерживает даже и руку Самого Всесильного Бога, поднятую для поражения грешников», - пишет святитель Димитрий Ростовский.
Больше всего во время молитвы мы должны заботиться о том, чтобы наше сердце не было пусто, чтобы оно устремлялось к Богу. На непрестанность молитвы есть прямое указание Господа: «итак, бодрствуйте на всякое время и молитесь» (Лк. 21, 36).

Какие бывают молитвы?
Если мы и близкие наши здоровы и благополучны, нам есть где жить, во что одеться, чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными.
Если с нами случится какое-либо несчастье, болезнь, или беда, или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.
А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения - каяться. Такие молитвы называются покаянными.

Как необходимо молиться?
Молиться следует «От чистого и искреннего сердца, со смирением и усердием, без гнева и памятозлобия, без тщеславия и не напоказ, на всяком месте» (Тим. 2, 8) «и во всякое время» (Еф. 6, 18).
"Бог не требует от молящегося красоты речи и искусного сложения слов, но душевной теплоты и усердия" - пишет святитель Тихон Задонский.
Молиться можно везде - на дороге, дома, на работе. Но особенным местом молитв служит Божий храм. В воскресные дни, а также и в будни, если позволяет время, мы должны ходить для молитвы в храм, туда, где собираются наши братья и сестры во Христе - христиане, чтобы молиться сообща, все вместе. Такая молитва называется церковною.

Зачем молиться святым?
Обращение к тому или иному святому не случайно - со своей просьбой мы обращаемся к тем, кто имел духовный опыт разрешения определенных проблем. Мы молимся, чтобы святые стали нашими ходатаями и предстояли перед Господом о нас. Они - наши сомолитвенники.

Иногда некоторые невоцерковленные люди говорят, что молитва святым и поклонение иконам - это идолопоклонничество, и подкрепляют свои слова ссылками на Священное Писание: «Сказано ведь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10). Так почему же в православных храмах такое большое количество икон святых, когда кроме изображений Христа не должно быть ничего? А как зайдешь в церковь, только и слышишь: молись Богородице, Николаю Чудотворцу, Пантелеимону Целителю и еще кому-то. А куда делся Бог? Или вы уже успели заменить Его другими богами?»
Итак, кто такие святые и зачем им молиться? Дело в том, что почитание святых - это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученик, пострадавший за Христа, сразу после своей смерти становился объектом благоговейного почитания верующих. На гробницах первых христианских святых, а в советское время и на телах приговоренных к смерти людей праведной жизни, совершали Божественную Литургию. Понятно, что святому воздавалось особое почитание, но вовсе не как отдельному богу. Это были люди, отдавшие свою жизнь за Бога. И, в первую очередь, они сами были бы против превознесения их в ранг божества. Ведь мы, к примеру, чтим память людей, положивших свою жизнь за Отечество на полях сражений. И даже ставим им памятники, чтобы будущие поколения знали бы и чтили этих людей. Так почему же христиане не могут чтить память людей, особо угодивших Богу своей жизнью или мученической смертью, при этом называя их святыми?
Теперь проведем границу между поклонением Богу и почитанием святых. Человеку воцерковленному сразу видна разница в определениях. И действительно, человек призван служить Господу Богу своему и только Ему одному. Поклонение чему-либо или кому-либо другому расценивается как нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3). Служение Господу проявляется и в церковной и в повседневной жизни православного христианина. Достаточно обратить внимание на название - бого-служение, а вовсе не свято-служение. Таким образом, православные вовсе не поклоняются святым, а почитают их. А основание для почитания наставников было дано ап. Павлом: «Поминайте наставников ваших… и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). А вера святых есть вера Православная и она призывает к почитанию святых с апостольских времен.
Церковь Небесная - торжествующая вкупе с Церковью земной - воинствующей составляет единую Церковь Христову. А все люди, в том числе святые угодники, порознь являются членами Церкви Христовой. Святые являются нашими молитвенниками и покровителями на небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним. Святые - это те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию.
Теперь перейдем к вопросу о молитве к святым угодникам. Чуть выше показано, что святые - это наши сомолитвенники и друзья на пути служения Богу. Но разве мы не можем просить ходатайствовать за нас пред престолом Вседержителя? Разве не то же самое происходит в нашей повседневной жизни, когда мы просим наших близких и знакомых замолвить слово за нас перед начальством? Но при молитве к святым угодникам вовсе нельзя забывать о молитве Господу. Ибо только Он - Податель всех благ.
Теперь обратимся к вопросу, почему необходимо молиться разным святым по какому-то определенному вопросу? Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но для помощи в спасении других собратий. Отсюда и святые - покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах. К примеру, Георгий Победоносец, бывший при жизни воином, почитается как покровитель православного воинства. Великомученику Пантелеимону, бывшему при жизни врачом, молятся об избавлении от телесных недугов. Николая Чудотворца очень почитают моряки, ему же молятся девицы об удачном замужестве, основываясь на фактах его жития. Люди, живущие за счет рыбной ловли, молятся об удачном улове апостолам Петру и Андрею, которые до своего высокого призвания были простыми рыбаками.

Молитвенное правило ко Святому Причащению
В дни говения надлежит более прилежно выполнять домашнее молитвенное правило: кто читает обычно не все утренние и вечерние молитвы, пусть читает все полностью, кто не читает каноны, пусть в эти дни читает хотя бы по одному канону. Накануне причащения надо прочитать дома, кроме обычных молитв на сон грядущий, канон покаянный, канон Богородице и Ангелу хранителю. Каноны читают или один за другим полностью, или соединяя таким образом: читается ирмос первой песни покаянного канона («Яко по суху…») и тропари, затем тропари первой песни канона Богородице («Многими содержим…»), опуская ирмос «Воду прошед…», и тропари канона Ангелу хранителю, тоже без ирмоса «Поим Господеви…». Так же читают и следующие песни. Тропари перед каноном Богородице и Ангелу хранителю, а также стихиры после канона Богородице, в таком случае опускаются. Читается также канон ко Причащению и, кто пожелает, - акафист Иисусу Сладчайшему.
Утром прочитываются утренние молитвы и все последование ко Святому Причащению, кроме канона, прочитанного накануне.

Утренние молитвы
Вечерние молитвы
Молитвы в течении дня
Молитвенное правило ко Святому Причащению (и после него)
Основные молитвы
Молитвы во время болезни
Святые, имеющие особую благодать от Господа
Молитва девицы о супружестве

©Храм святителя Николая на Щепах г.Москвы. Русская Православная Церковь.
Все права защищены. Разрешено любое некоммерческое использование материалов сайта.