Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы
 

Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы

 

Крестные ходы

 

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход проводится каждый год с 3 по 8 июня. За это время паломники проходят около 150 км.

В 2000 году, к 600-летию Великорецкого крестного хода, решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он получил статус всероссийского.

Подробнее...

Иринарховский крестный ход

Иринарховский крестный ход проходит каждый год, в третью полную неделю июля, со среды по воскресенье. За это время паломники проходят около 50 км.

Подробнее...

Крестный ход "Тропой преподобного Сергия"

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» проходит каждый год, в последнюю субботу перед праздником преставления прп. Сергия Радонежского, празднуемого 8 октября. За это время паломники проходят около 18 км.

Подробнее...




Великорецкий крестный ход

Икона свт. Николая (Великорецкого)

История возникновения Великорецкого крестного хода. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением образа святителя Николая на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда, приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества, из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 6 июня (24 мая по ст.ст.). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь.

Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были небезопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, совершая в них молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания. Такое настроение создавало особую благоговейность перед участниками крестного хода.

Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий. 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев, и запретить это не было никакой возможности. В 1920-е годы кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона, оказались в руках обновленцев, а с 1930-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее возвращение. Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. Официально крестный ход не был запрещен, и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая.

В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для «борьбы» с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места. «В 1962 году, – говорит писатель Владимир Крупин, – шло всего тридцать человек». Остальные паломники в разное время пробирались по два – три человека лесными тропами, чтобы их не заметили. Считать число богомольцев, приходивших к месту явления иконы, в то время ни кому не приходило в голову.

В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепиль) (ныне покойный митрополит Вятский и Слободской). После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 году архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой разрешили, но крестный ход – нет. Было предложено совершать крестный ход от ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого.

Активным помощником владыки в деле восстановления древней русской традиции стал секретарь епархии протоиерей Александр Могилев (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский). В непростых условиях отец Александр организовал и провел первый после возрождения крестный ход, который надолго запомнился многочисленным паломникам.

Величественный храмовый комплекс XVIII-XIX веков, сложившийся в с. Великорецком, был недоступен для богомольцев. Часть построек были полуразрушены, а храмы закрыты. Оценив ситуацию, отец Александр предложил владыке совершить Литургию 6 июня прямо на берегу реки Великой в походной церкви. Этот обычай вошел в практику и совершается и поныне.

С 1992 года крестный ход стал совершаться своим историческим путем. «Крестный ход растет численно, – рассказывает Крупин, – старухи-трудники боялись, и справедливо, что приход молодежи ослабит его молитвенность, строгость, аскетичность. Конечно, деточки на привалах затевают игры, конечно, и молодежи хочется иногда не молитвы, а шутки. Это естественно. Но крестный ход сам по себе подчиняет людей общей мысли, общему устремлению, общей цели». Распорядок крестного хода очень трудный: три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то асфальтная трасса. «Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать–восемнадцать, ложиться в десять–одиннадцать, в два часа ночи вставать, а в три – выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!». Но идут люди. У тех, кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа, навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.

В 2005 году определением Священного Синода Русской Православной Церкви в селе Великорецком открыт Николо-Великорецкий мужской монастырь (ныне преобразован в Великорецкое подворье Свято–Трифонова монастыря г.Киров). Наместником монастыря был назначен игумен Тихон (Меркушев), который около десяти лет возглавлял Великорецкий крестный ход.

В 2000 году, к 600-летию Великорецкого крестного хода, решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он получил статус всероссийского. Уже в 2008 году в нём участвовало около 30 тысяч богомольцев (что превысило дореволюционный максимум – 27 тысяч), был утверждён Устав крестного хода. Согласно Уставу, современный Великорецкий крестный ход совершается в период с 3 по 8 июня таким образом, что главные мероприятия в селе Великорецком проходят 6 июня, в праздник Великорецкой иконы. Оценки числа участников в 2018 году: из Кирова вышло 26000, из Бобино – 20000, в Великорецкое пришло более 7000. В обратную дорогу отправились около 6000 человек.
Маршрут Великорецкого крестнрого хода

Более подробную информацию по населенным пунктам, которые посещает Великорецкий крестный ход, можно узнать из фильма, а общую карту - посмотреть тут.

Фотографии по крестному ходу 2018 г., а также рекомендации паломникам можно посмотреть по ссылке: 2018 г.

Время проведения. Великорецкий крестный ход проводится каждый год с 3 по 8 июня. За это время паломники проходят около 150 км.

Как добраться. Обычно паломники прибывают в монастырь либо накануне крестного хода, либо ранним утром, к самому его началу. До Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря, откуда начинается крестный ход, можно добраться либо пешком (от ж/д станции – ок. 4 км), либо на общественном транспорте. Схема ж/д вокзал - монастырь

Если идти пешком, то, выйдя из ж/д вокзала, необходимо пройти вправо по Комсомольской улице 500 м, повернуть налево на Октябрьский проспект, пройти по нему до ул. Воровского (1400 м), повернуть направо, пройти 600 м до пересечения с ул. Карла Маркса. Там повернуть налево, и пройти 250 м до ул. Горбачева (уходит под углом вправо), расположенной сразу после пересечения ул. Карла Маркса с ул. Орловской. Для ориентира – слева будет ботанический сад. По ул. Горбачева идти до конца (1300 м) – справа будет Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь (ул. Горбачева, 4).

Если ехать на общественном транспорте, то остановка находится у выхода из вокзала – площадь переходить не надо. Добраться до остановки «Трифонов монастырь» можно на автобусах №3, №5, №37, №67, троллейбус №4. На остановке «Трифонов монастырь» выходите из автобуса и поворачиваете направо по диагонали. Увидите овраг. Обходите его с правой стороны, и идите вниз по улице Горбачева, никуда не сворачивая. Через 300 метров будет монастырь.

Немного про быт.
Жилье. У кого нет палаток, те могут размещаться либо в общественных (солдатских) больших палатках, либо в зданиях школ/у местных жителей. Однако настоятельный совет – берите свою палатку. В школах, как правило, все либо занято, либо забронировано для местных крестоходцев, а у местных жителей опытные крестоходцы бронируют места заранее, за несколько месяцев. Места в общественных палатках также не резиновые, и если вы идете в начале/середине крестного хода, то можете на них рассчитывать, а вот если нет – будет трудновато.
Туалет. Практически на всех привалах у населенных пунктов размещаются передвижные туалетные кабинки. Но их крайне мало – большие очереди. В лесу проще, но т.к. много народа – иногда приходится сильно уходить в лес, да на стоянках – внимательно смотреть под ноги.
Вода. На местах стоянок и у населенных пунктов раздают (наливают) воду, поэтому много воды с собой нести не стоит. В Свято-Успенском Трифоновом мужском монастыре воду можно набрать из источника, который расположен сразу за храмом, с обратной стороны часовни-купальни.
Еда. Как это ни странно, но в населенных пунктах очередей в продуктовые магазины – нет. К тому же днем (в районе 10..12 часов) и вечером (ок. 18…20 часов) организаторы крестного хода стараются обеспечить паломников едой и горячей водой. Из еды – каша и/или суп. Наливают в посуду паломников. Готовят много, по крайне мере тем, кто идет в начале/середине крестного хода – хватает. С собой можно брать еду только на перекусы в течение дня. На местах ночевок присутствуют палатки с быстрым питанием – можно купить пирожки, молочные продукты, супы быстрого приготовления и т.д. Работают чуть ли не круглосуточно. Если рассчитывать только на свою еду, то: утром на завтрак – каши 40…70 г (овсянка), вечером на ужин – 70…100 г (гречка) + рыба (консервы, купить в передвижных палатках на местах ночевок). Вместо гречневой каши можно взять лапши быстрого приготовления, либо хорошо идет картофельное пюре.
Информация по еде с сайта ВКХ. Еду надо брать с собой, но не в больших количествах, т.к. ее можно купить на местах остановок и ночевок крестного хода. Еда продается в магазинах или со специальных лотков выездной торговли: 1-й день – Киров (утром), Макарье (обед); Бобино (вечер); 2-й день – Загарье (обед), Монастырское (вечер); 3-й и 4-й день – Великорецкое; 5-й день – Медяны (во второй половине дня), Мурыгино (вечер); 6-й день – Гирсово (утро), Киров (день).
Горячее питание продается, либо раздается бесплатно: 2-й день – Загарье (обед), Монастырское (вечер); 3-й день – Горохово (обед), Великорецкое (вечер); 4-й день – Великорецкое; 5-й день – Медяны (во второй половине дня); 6-й день – Гирсово (утро), Киров (обед).
Движение крестного хода. Дорога. Средняя скорость движения передовой группы – ок. 4 км/ч. Через каждые 60…120 минут следует привал на 40…90 минут. Во время привала можно отдохнуть, перекусить, поспать. Те, кто отстал – подтягиваются, но времени на привал у них – меньше. Начало движения – в 2…3 часа утра, а окончание – в 18…20 часов. В это время в г. Кирове – практически белые ночи – фонарик может понадобиться только в период с 22.30 до 1.00, т.е. не более чем на 2…3 часа в сутки.
В зависимости от количества осадков грунтовые, полевые и лесные дороги могут быть сильно размыты и заболочены на всём протяжении. Женщинам важно знать, что, пройдя по таким дорогам, юбки будут грязные, и в дождливую погоду желательно иметь запасную юбку, чтоб в храм пойти в чистой.
Стоянки. Первые три стоянки (с учетом ночевки накануне крестного хода) расположены на полянах, а вот на остальных – можно встать рядом с лесом или в лесу/парке.
Записки. Цены на все записки едины по всей Вятской епархии - см., например, официальный сайт Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Киров.
Икона. Приложиться к иконе Николай Великорецкого свободно можно накануне крестного хода в Свято-Успенском Трифоновом мужском монастыре, а вот потом – придется отстоять очередь – либо на остановках в пути, либо на стоянках.
Одежда и обувь. Тут надо смотреть по погоде. Обычно одежда либо синтетическая, либо из натуральных тканей. Одежда из синтетики – практичнее (быстрее сохнет). Но пригодится принцип походников – одеваться «как капуста»: вначале термобелье (облегающее белье), далее – флиска и ветро/влагозащита. Обязательно брать с собой сменную одежду, упакованную в гермомешок, на крайний случай – в несколько полиэтиленовых пакетов. И не менее 4 пар носков – чтобы вовремя их менять (меньше вероятность появления мозолей). Из обуви – по желанию, но очень удобны кроссовки (не мембранные – те просто забьются грязью и перестанут работать) с гамашами, а на стоянки/остановки – взять сандалии. Не забыть про теплое белье на ночь и что-то хорошо защищающее от дождя – мембранные куртки, способные защитить от долгого проливного дождя, стоят дорого, и могут порваться о ветки деревьев. Недорогим вариантом можно считать прорезиненные плащи. Пленка также подходит, но может порваться о ветки деревьев. Недорогие плащи из полиэтилена за 50..300 руб. лучше изначально не рассматривать – легко рвутся при малейшем усилии, и вы будете все мокрые (либо взять с собой широкий скотч и ремонтировать плащ).
Спальники. Спальник необходимо особенно тщательно защитить от воды, особенно если он пуховой. Настоятельно рекомендую гермомешки, которые можно купить в туристических и спортивных магазинах. Если нет денег/желания купить – то спальник упаковывается в несколько полиэтиленовых мешков. Помните, сухой спальник – залог хорошего сна и бодрого дня! По температуре спальник должен иметь нижнюю температуру комфорта не менее 0 град, желательно -5 град. Тут все зависит от места ночевки (предполагается, что вы ночуете в туристической палатке), вашей выносливости (морозостойкости) и ряда других факторов.

3 июня 2018 г. День 1-й. Протяженность ок. 19,5 км.

В 6.40 – начало чтения часов, в 7.00 – Литургия. После окончания Литургии – молебен.

10.00 – Начало крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Дорога пролегает по городу – около 7 км по асфальту.

11.30 – Встреча крестного хода в Троицкой церкви г. Кирова. Отдых.

14.00 – Выход крестного хода из Троицкой церкви г. Кирова. Вначале 5,5 км грунтовых дорог из Макарье в Подберезы, затем 3 км по грунтовым дорогам от Подберезы до Заборье, и 6 км по асфальту до с. Бобино. По пути - чудный отдых на берегу небольшого озера.

18.30 – Встреча крестного хода в с. Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

4 июня 2018 г. День 2-й. Протяженность ок. 36,5 км.

3.00 – Выход крестного хода из с. Бобино. Дорога в этот день либо грунтовая, либо полевая. В дождь – очень грязная.

10.00 – Встреча крестного хода в с. Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

12.00 – Выход крестного хода из с. Загарье.

20.00 – Встреча крестного хода в с. Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

5 июня 2018 г. День 3-й. Протяженность ок. 26 км.

3.00 – Выход крестного хода из с. Монастырского.

8.10 – Прибытие крестного хода в с. Горохово. Божественная Литургия. Храм – большой, красивый, рядом почти нет домов. Желающие могли причаститься.

12.00 – Выход крестного хода из с. Горохово.

18.00 – Встреча крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу. Всенощное бдение. Исповедь. После Всенощного бдения, ок. 20-00 – крестный ход с иконой свт. Николая Великорецкого от монастыря на берег руки Великой.

6 июня 2018 г. День 4-й. Стоянка в Великорецком.

1.00 – Ранняя Божественная Литургия в Преображенском храме.

3.00 – Ранняя Божественная Литургия в Никольском храме.

5.00 – Ранняя Божественная Литургия в Преображенском храме.

6.00 – Средняя Божественная Литургия на берегу реки Великой.

10.00 – Поздняя Божественная Литургия на берегу реки Великой, сразу после нее - освящение воды на источнике и на реке Великой; после (ок. 13.30) – перенесение иконы от берега реки Великой в Никольский храм Великорецкого Подворья.

14.00 – 18.00 – Молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме.

7 июня 2018 г. День 5-й. Протяженность ок. 34,5 км.

1.00 – Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Никольском храме Великорецкого Подворья.

2.00 – Выход крестного хода из с. Великорецкого.

14.00 – Встреча крестного хода в с. Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая.

17.00 – Выход крестного хода из с. Медяны.

19.00 – Встреча крестного хода в пос. Мурыгино. Молебен. Сама стоянка – в парке рядом с храмом. Также вблизи расположено несколько магазинов (пятерочка, магнит и др.). Метрах в 100 от храма протекает река Вятка.

8 июня 2018 г. День 6-й. Протяженность ок. 33,5 км.

3.00 – Выход крестного хода из пос. Мурыгино.

4.00 – Встреча крестного хода в пос. Гирсово. Молебен Святителю Николаю.

5.00 Выход крестного хода из пос. Гирсово. Большая часть дороги - по шоссе.

12.00 – Встреча крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (г. Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие.

13.30 – Выход крестного хода. Крестный ход идет по городу, звонят во всех храмах, мимо которых мы проходим.

15.30 – Встреча крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря г. Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю.

16.30 – Окончание крестного хода. Молебен.

И кратко:
3 июня - г. Вятка (Киров) – с. Макарье – Коминтерн – д. Кассины – д. Подгорена – с. Бобино - 19,5 км
4 июня - с. Бобино – д. Вотская – д. Стрелковы – д. Б.Мышки – д. Рубленки – с. Загарье – д. Пашичи – д. Кленовое – с. Монастырское - 36,5 км
5 июня - с. Монастырское – ур. Кунаивщина (нежил.) – ур. Горохово – ур. Бороденыцина – д. Заборовица (нежил.) – д. Зоновщина (нежил.) – с. Великорецкое - 26 км
6 июня - празднования в Великорецком
7 июня - с. Великорецкое – д. Заборовица (нежил.) – ур. Бороденыцина – д. Маракулевщина (нежил.) – д. Запольцы – с. Медяны – д. Сорокины – пос. Мурыгино - 34,5 км
8 июня - пос. Мурыгино – пос. Гирсово – г. Вятка (Киров) - 33,5 км
ИТОГО около 150 км.

На официальном сайте Великорецкого крестного хода представлена актуальная и полезная информация, в т.ч. по камере хранения вещей, программе и маршруту крестного хода, экипировке, ночлегу и многое другое.


Иринарховский крестный ход

Икона прп. Иринарха Затворника

История возникновения Иринарховского крестного хода. Первый Иринарховский крестный ход состоялся в 1997 году. Игумен Борисоглебского монастыря возобновил древнюю традицию почитания преподобного Иринарха - совершать пеший крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к источнику преподобного Иринарха на его родине близ села Кондаково. Паломники проходят по живописным местам Ярославского края, останавливаясь на ночлег у действующих и восстанавливающихся храмов. Во время крестного хода служатся молебны и панихиды в храмах и на погостах, паломники по очереди надевают на себя вериги Преподобного, а в завершении пути - совершают омовение в источнике. Каждый день начинается Литургией, а заканчивается вечерней службой.

Первый крестный ход был однодневным. В нем принимало участие около 150 человек. В настоящее время продолжительность Иринарховского крестного хода составляет пять дней, а от начала и до конца его проходит около полутора тысяч человек.

Паломники проходят по следующим населенным пунктам:

Борисо-Глебский монастырь. Начало крестного хода. Относится к Ростовской и Ярославской епархии и расположен в пос. Борисоглебский, Борисоглебского района Ярославской области, в 18 км к сев.-зап. от Ростова Великого, на берегу реки Устье. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре от коликых лет и како бысть ему начало» середины XVI в., монастырь основан прпп. Феодором и Павлом Ростовскими. Как сообщает Повесть, около 1360 г. «из области Великого Новаграда», поселился в Ростовских пределах инок Феодор. Стремясь к уединению, три года прожил святой в построенной им келье, питаясь одним подаянием. Через некоторое время «пришед к нему брат именем Павел, преподобный ж его с радостиго прием, аки некое сокровище обрете».

В начале 1363 г. на богомолье в Ростов приходит Сергий Радонежский. Узнав об этом, иноки, испросив разрешения ростовского князя Константина Васильевича и епископа Игнатия на устройство общежительного монастыря, умоляли Сергия благословить их начинание. «Преподобный же Сергие сътвори по прошению их... и много походив по пустыни сеи ...прииде на место, где стоит и доныне церковь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и благослови их поставите храм...»

Местоположение монастыря было весьма выгодно – здесь проходил древний тракт из Москвы, Ростова к Угличу и далее в Каргополь и на Белоозеро. Река Устье оставалась судоходной, вероятно, до конца XVII в.; она, сливаясь с рекой Вёксой, образует реку Которосль, впадающую в Волгу.

Первый игумен прп. Феодор вскоре назначил своим приемником прп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое озеро, где в устье реки Ковжи основал Никольский монастырь. Спустя несколько лет, предвидя свою кончину, прп. Феодор возвратился в Б.-Г. монастырь, где преставился 22 октября 1410 г.(?) Многие годы после его смерти игумен Павел управлял обеими обителями. Святые Феодор и Павел погребены в северной части Борисоглебского собора, мощи их находятся под спудом.

Здесь же в течение много лет подвизался в затворе прп. Иринарх Ростовский (1548-1616). Согласно житию, в тонком сне преподобный увидел разоренную польскими войсками Москву, о чем, по совету настоятеля, рассказал царю Василию Васильевичу Шуйскому. Вскоре пророчество сбылось. В 1608 г. польские войска захватили Ростов, осадили монастырь, но не сожгли его. Прп. Иринарх благословил на борьбу с интервентами князей Михаила Шуйского и Дмитрия Пожарского. В монастыре, близ ограды находилась тесная, длиною 3 м и шириною менее 1,5 м, келья преподобного. Прп. Иринарх был погребен в «им же ископанной пещере» у западной стены Борисоглебского собора. В настоящее время мощи святого почивают под спудом Ильинского придела собора. Согласно описанию архим. Амфилохия в 1856 г., вериги прп. Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки (ок. 150 кг). В конце 1990-х гг. в фондах Угличского музея обнаружена и передана в монастырь часть вериг преподобного. В 1923 г. в стенах монастыря было учреждено Борисоглебское отделение Ростовского госмузея. К концу 1928 г. были закрыты для размещения музейных экспонатов все монастырские храмы. В советское время на территории монастыря размещались: госбанк и архив, общежитие милиции, кондитерское и колбасное производства, склад льносемени, зерна и льноволокна, парники. В 1989 г. Борисоглебский собор был передан Русской Православной Церкви и открыт как приходской храм. Определением Священного Синода от 24 ноября 1994 г., приход преобразован в мужской монастырь. Маршрут Иринарховского крестного хода

Святой источник у Безымянного ручья. Водой из этого источника пользовались и в советское время, но в 1960-е годы источник был засыпан и осквернен и лишь в 1999 г. силами насельников Борисо-Глебского монастыря и его прихожан был очищен, облагорожена территория вокруг него.

Троица-Бор. В двух верстах к югу от Борисо-Глебского монастыря расположена местность, которую до сих пор местные жители называют Троица-на-Бору, в память о бывшем здесь девичьем монастыре во имя Живоначальной Троицы. Первые упоминания о Троицком девичьем монастыре встречаются во «Вкладных и кормовых книгах Борисо-Глебского монастыря», где сообщается о вкладе Ивана Грозного за насильственное пострижение княгини Фотинии, вдовы князя Даниила Пронского. Упоминания о Троицком монастыре есть и Писцовых книгах 1629-1631 гг. «Приписной девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальной Троицы, деревянныя клецки, строение монастырское». Монастырь был невелик и полностью зависел от Борисо-Глебского монастыря. Деревянная ограда в виде частокола огораживала небольшую территорию, куда вмещались деревянные Троицкая церковь с приделом Архистратига Михаила, церковь Святителя Николая, монашеские кельи и кладбище. Шириною ограда была 40, а длиною 53 сажени (т.е. 84x108 м).

В 1708 году святителем Дмитрием Ростовским был освящен каменный храм во имя Живоначальной Троицы по просьбе благодетельницы монастыря Параскевы Алексеевны Нарышкиной, ближайшей родственницы Петра I. «Боярыня Нарышкина имела великую веры в сию обитель, в ея чудодейственные святыни после благополучного разрешения здесь ея от бремени». Прасковьей Алексеевной была подарена в монастырь икона «Знамение Божьей Матери». До 1920-х годов икона сохранялась в храме и почиталась чудотворной. По указу Ростовского митрополита Арсения Мациевича был учрежден с этой иконой крестный ход в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь. По упразднении Троицкого монастыря вследствии реформы Екатерины II в 1764 г. был прекращен и крестный ход.

После упразднения в Троице-на-Бору девичьего монастыря был организован приход, который включал селения Шипино, Куземцино, Опальнево, Старово-Подборное. В него также вошли и Борисоглебские Слободы - самое большое поселение к середине XIX в.: 222 дома с населением 1135 человек. Старое название местности – погост Троицкий-на-Бору – было заменено официальным статусом села. Троицкий приход был достаточно богат со времени основания и до 1930 г. Последним священнослужителем в Троице-на-Бору был отец Иоанн (Иван Константинович) Смирнов. После его смерти в 1930 г. церковь в Троице-на-Бору стала центром обновленческого движения в Борисоглебском районе. Окончательно храм закрыли в 1935 г., в нем разместилась санаторная столовая. Кладбище сравняли в 1939 г. Троицкая церковь сгорела от поджога в 1942 г.

Переправа через речку Устье вблизи деревни Селище. Река в древности была судоходной: из «Повести о Борисоглебском монастыре…» известно, что известь для строительства первого каменного храма доставляли из Плёса и сплавляли по ней. Настоятель монастыря Феофил «посылал на Плесо в судех вверхъ Которосью и Волгою. Проход же тяжек есть и далече Которосью и Волгою». Устье берёт начало в Угличском районе, вытекает она из болота около села Заозерье, течёт 153 км и недалеко от Ярославля, сливаясь с двумя реками Могзой и Вёксой, образует реку Которосль.

Деревня Селище. Ранее входила в состав Борисоглебских слобод, была самой древней слободой, упоминается в документах начала XVII в. В старину здесь жили ремесленники – плотники, кирпичники, каменщики, портные, сапожники, кузнецы, работающие на Борисоглебский монастырь. Деревня Селище – это первый населенный пункт, через который предстоит пройти крестоходцам.

Далее – путь через деревни Шипино, Кишкино, Теперское, Комарово до Павлова села. Эти деревни в историческом отношении не представляют большого интереса, хотя поселения эти древние, и упоминаются в Писцовых материалах Ростовского уезда в начале XVII в. Это первое поприще Крестного хода – первый день пути, в который крестоходцами преодолевается расстояние ок. 15 км.

Село Павлово. Здесь – первый ночлег. В середине XIX века – казенное село, при пруде, в 25 верстах от Ростова. Село это очень древнее. Доказательством тому служит икона Николая Чудотворца в житии из Павловской церкви, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее, которая датируется XIII в. Когда-то в Павлове стояло два деревянных храма – в честь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, другой – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Сейчас в селе – каменный храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери с приделами, который был построен в 1774 г. Петербургским купцом Иваном Кондратьевичем Солнцевым, уроженцем села.

Село Ильинское. Стоит село на горе, ни рек, ни озёр, ни болот поблизости нет. Местность безлюдная, лесистая, в древности здесь во множестве рос белый мох, сфагнум, беломошник, «белынь», оттого и село называется Ильинское на Белыни. Церковь каменная была устроена в 1813 г. местными крестьянами при содействии Санкт-Петербургских купцов, бывших уроженцев этого села Горшкова и Баймакова. Престолов в церкви три: в честь пророка Божия Илии (главный), во имя иконы Казанской Божией Матери и в честь святителя Василия Великого. В приход села Ильинского входила большая деревня Пестово, она останется в стороне от движения крестного хода. Но необходимо сказать, что в этой деревне сохраняется каменная часовня, построенная в 1893 г. по случаю страшного бедствия – пожара 5 июля 1890 г., унесшего жизни трёх отроков.

Посёлок Красный Октябрь. До революции здесь была расположена усадьба известного ростовского купца, мецената и краеведа Андрея Александровича Титова, который в 1892 г. выкупил разорённое поместье дворянина В.Н. Хомутова у его наследников. Здесь А.А. Титов создал сельскохозяйственное предприятие, известное как «Петровская экономия» – рассадник племенной ярославской коровы. В хозяйстве работал молокозавод, который снабжал молочной продукцией почти весь Ростовский уезд, часть продукции (масло, сметана) уходили для продажи в Москву. После революции на базе этого хозяйства был создан первый в районе совхоз «Красный Октябрь».

Далее – путь через деревни Языково, Алешкино, Кучеры до села Ивановское.

Село Введенское. Здесь располагалась Троицкая церковь с приделами в честь Введения во Храм Пресвятыя Богородицы и во имя Алексия человека Божия была построена в 1772 г. С.-Петербургским купцом Яковом Ивановичем Жадимировским, предки которого были крестьянами деревни Жадимирово Введенского прихода. Церковь эта сохранялась и в послевоенное время, но была взорвана и разрушена в начале 1960-х… В настоящее время от села остался лишь погост, тут служится лития.

Село Ивановское. Завершается второй день пути в 35 верстах от города, в селе Ивановском на речке Лехти, где с давних времен стояла деревянная церковь в честь пророка Божия Ильи. Само село расположено на горе при речке Кутьме, впадающей в 1 версте от села в реку Лехоть; последняя утвердилась в современном названии села и протекает чуть в стороне. Село Ивановское с деревнями было одной из самых древних и обширных вотчин Борисоглебского монастыря. Несмотря на то, что в 1764 г. село было у монастыря отобрано и стало экономическим, связь с Борисоглебским монастырём не прерывалась.

Это село примечательно во всех отношениях. Можно долго говорить и о школе, известной сейчас на всю Россию своими православными традициями, и о её замечательном директоре Владимире Сергеевиче Мартышине, который мечтает построить новое, красивое здание школы, и о деревянном храме, в котором бережно сохраняется чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница». Эта икона была прислана в XIX в. монахом с Афона, бывшим прихожанином храма. Она известна своей благодатной чудотворной помощью, как в дореволюционные времена, так и в наше время. После того, как Ивановский храм был взорван, икона долгое время находилась в храме Тихвинской иконы Божией Матери в с. Павлово. А в 2006 г. вернулась в Ильинский храм. После ее возвращения в село Ивановское зафиксированы более десятка случаев ее благодатной чудесной помощи. Икона два года была на реставрации, а 21 ноября 2013 г., вернувшись домой, предстала во все своей красе и в новом киоте. Пока в целях безопасности икона будет храниться в Борисоглебском монастыре, и только лишь два раза в месяц будет пребывать в своем храме в селе Ивановском.

Далее – путь через деревни Титово, Звягино, Емельянниково до Георгиевского села.

Село Георгиевское. Расположено в 36 верстах от Ростова. Ранее оно называлось «Юрьевское на ручью». В древности село принадлежало известному опричнику Василию Грязному, затем эти земли выкупил старинный московский боярский род Челядниных. В 1516 г. это село с деревнями получил в качестве вклада Переславский Горицкий женский монастырь от Аграфены Челядниной на помин души её супруга московского дворецкого Василия Андреевича Челяднина. В собственности этого монастыря Георгиевское оставалось до 1764 г.

В давние времена в селе был два храма в честь святителя Николая с приделом Тихона чудотворца, другой храм в честь Георгия Страстотерпца. Оба храма были выстроены на средства Грязных. Каменная церковь была построена в 1838 г. в честь великомученика Георгия с приделом Тихона Амафунтского, чудотворца. В церкви особо почитаемой была икона Иверской Божией Матери, которую в благодарение крестьянам преподнесла графиня Елизавета Алексеевна Мусина-Пушкина, дочь известного адмирала Алексея Васильевича Мусина-Пушкина. Церковь построена у основания горы, при маленьком ручье, а река Лехоть протекает в версте от села у деревни Лянино. Село имело давние благотворительные традиции: в 1876 г. в Георгиевском было отрыто земское начальное училище, здание которого было построено на средства сибирского купца Якова Фёдоровича Скороспехова, а в 1883 г. было создано Братство святого Великомученика Георгия с просветительскими целями. Было здесь и общество трезвости с особо строгим уставом.

Далее – путь через деревни Никульское, Горки до села Зубарево.

Село Зубарёво. Стоит село на высоком холме. Неподалёку от села в овраге находится родник, местные жители его называют «у Николы». Здесь – завершается третий день крестного хода.

В начале XVII в. это село было в собственности сотника московских стрельцов Павла Фёдоровича Быкова и вдовы Анны Матвеевны Танеевой. С того времени село неоднократно выкупалось; владельцами села в своё время были дворяне Перхуровы, Теляшевы, Хвостовы, Нюровы, Исаковы. С 1830 г. селом владеют угличские помещики Потопчины. Каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая был построен на средства местных крестьян в 1820 г. В 1895 г. к храму была пристроена тёплая трапеза с приделами во имя святителя Леонтия Ростовского и Сергия Радонежского чудотворца. А в 1908 г. храм был расписан масляной живописью Санкт-Петербургским живописцем Фёдором Егоровым, им же были выполнены и все иконы для нового иконостаса. Службы в храме, вероятно, прекратились перед войной, но долгое время за церковью присматривал церковный сторож Дмитрий Козлов; он открывал храм по праздникам и желающие могли помолиться. Теперь в разрушенном храме служится литургия раз в год, когда в селе останавливается крестный ход. Насельники Борисоглебского монастыря взяли храм под свою опеку.

Село Давыдово. В древности село принадлежало Борисоглебскому монастырю. Первый каменный храм в селе построил в 1777 г. архимандрит Борисоглебского монастыря Венедикт (Лужецкий), который был родом из села Давыдова. Но, несмотря на прочность и красоту этого храма, его пришлось перестроить в 1832 г., так как он стал мал и не вмещал всех молящихся. Новый каменный храм в честь иконы Владимирской Божией Матери с приделами архистратига Михаила, Николая Чудотворца и Преображения Господня был выстроен при деятельном участии прихожан на средства Санкт-Петербургского купца Алексея Прожигалова. История храма и села имеет счастливое продолжение: в 1999 г. началась реставрация храма, а уже в 2006 г. было возобновлено богослужение. Прихожане храма создали центр традиционной русской культуры, целью которого является возрождение старинных обычаев, в селе также работает летний оздоровительный лагерь для детей-инвалидов. Всеми этими начинаниями руководит настоятель храма отец Владимир Климзо.

Далее – путь через деревню Новоселки до села Кондаково.

Село Кондаково. К вечеру четвёртого дня пути крестоходцы прибывают в село Кондаково на речке Вздериножке (притоке Устья), на родину прп. Иринарха затворника. Село расположено от уездного центра на расстоянии 43 верст. Еще в конце XVIII в. здесь стояли два каменных храма, один из которых был разрушен в 1830-е гг. Когда в конце июля 1548 г. у Акиндина и Ирины, крестьян села Кондаково родился мальчик Илья, село это принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. Московские бояре Захарьины пожертвовали это село в 1555 г. До этого село носило название Григорово, вероятно, по имени владельца села Григория Юрьевича Захарьина. В селе Кондаково будущий святой прп. Иринарх прожил до 18 лет. По сохранившемуся преданию, он любил молитвенное уединение на источнике близ села.

В древности в селе стояли две церкви: во имя Николы чудотворца и в честь Рождества Христова. Ныне существующий каменный храм Рождества Христова был построен в 1804 году на средства Петербургского купца Савелия Петровича Ковалёва, а в 1851 году прихожане пожелали устроить в церкви придел в честь прп. Иринарха. В 1872 году по просьбе прихожан была передана из Борисоглебского монастыря часть вериг преподобного. Именно эти вериги чудесным образом сохранились до наших дней, с ними и совершается крестный ход.

Населенный пункт
Пройденный путь, км
Расстояние между пунктами, км
Борисо-Глебский монастырь
0
0
Источник
2,1
2,1
Троица-Бор
3,2
1,1
Селище
5,8
2,6
Шипино
7,5
1,7
Кишкино
9,9
2,4
Теперское
10,7
0,8
Комарово
12,5
1,8
Павлово
14,2
1,7
Ильинское
19,2
5
Красный Октябрь
23,3
4,1
Языково
24,4
1,1
Алешкино
26,5
2,1
Ивановское
30
3,5
Титово
30,6
0,6
Звягино
31,5
0,9
Георгиевское
34,5
3
Никульское
35,1
0,6
Горки
36,9
1,8
Городище
39,3
2,4
Зубарево
40,7
1,4
Давыдово
44,4
3,7
Новоселка
47,1
2,7
Кондаково
49,8
2,7
Источник прп. Иринарха
51,5
1,7
Маршрут Иринарховского крестного хода

Немного статистики. Пройденный путь в 1-й день составляет 14,2 км, во 2-й - 15,8 км, в 3-й - 10,7 км, в 4-й - 9,1 км, в 5-й - 1,7 км. Средняя скорость в движении составляет 3,5...4 км/ч, а с учетом остановок и отдыха в пути - 2 км/ч. По ссылке можно скачать трек 2019 г. и подробную карту маршрута Иринарховского крестного хода.
С 2020 г. маршрут в связи с COVID-19 немного изменился и проходит вне населенных пунктов. Пройденный путь в 1-й день составляет 10 км, во 2-й - 13,1 км, в 3-й - 12,2 км, в 4-й - 5 км, в 5-й - 0,8 км. Всего 41 км. По ссылке можно скачать трек 2020 г. и подробную карту маршрута Иринарховского крестного хода 2020 г. Отдельно можно посмотреть маршруты 2019 (голубой цвет) и 2020 (красный цвет) годов.

Данные по ИКХ-2020.

Населенный пункт
Пройденный путь, км
Расстояние между пунктами, км
Борисо-Глебский монастырь
0
0
Селище
3,4
3,4
Неньково
7
3,6
Ильинское
10
3,3
Языково
14,5
4,5
Алешкино
21,4
6,9
Кучеры
23,1
1,7
Ивановское
24,4
1,3
Звягино
25,9
1,5
Георгиевское
28,9
3
Никульское
29,5
0,6
Горки
31,1
1,6
Зубарево
35,3
4,2
Кондаково
40,3
5
Источник прп. Иринарха
41,1
0,8

Фотографии с прошедших крестных ходов можно посмотреть по ссылкам: 2023 г.; 2022 г.; 2019 г.; 2018 г.; 2017 г.; 2016 г.; 2015 г.; 2014 г.; 2013 г.; 2012 г.; 2011 г.; 2010 г.; 2009 г.; 2007 г.; 2006 г. Также сделана презентация по результатам хождения в Иринарховский крестный ход в 2005-2012 гг. (внимание: объем 44 Мб, содержит более 400 фотографий и охватывает весь путь паломников).

Время проведения. Иринарховский крестный ход проходит каждый год, в третью полную неделю июля, со среды по воскресенье. Распорядок дня крестоходца.

Как добраться.
Проезд до Борисо-Глебского мужского монастыря Своим ходом: на поезде или междугороднем автобусе до станции Ростов Великий (Ярославский) (примерно 2,5-3,5 ч), далее на автобусе или такси до поселка Борисоглебский (ок. 18 км, примерно 30 мин). Расписание автобусов: 9-25, 10-35, 11-15, 12-20, 13-25, 14-05, 14-30, ....
На машине: Из Москвы по федеральной автомобильной дороге М8 доехать до Ростова, свернуть на Борисоглебский - 230 км. Из Санкт-Петербурга удобнее всего ехать через Череповец, Пошехонье и Ярославль - 870 км.

Что с собой брать. С собой желательно взять всё то, что необходимо иметь в походе с ночлегами в палатках: кружку, миску, ложку, фляжку (пластиковую бутылку) для воды, плащ-накидку, сменные носки, удобную (разношенную) обувь, коврик, спальник или легкое одеяло, куртку или свитер на случай холодной погоды. Из продуктов можно взять с собой немного орехов, сухофруктов, сухое галетное печенье, сухари. Крестоходцы обечпечиваются горячей едой из солдатской кухни утром (после окончания Литургии) и вечером (после окончания вечерней службы). С 2021 г. - иметь свою палатку.

Погода в Борисоглебском и в Кондаково.

Официальный сайт Иринарховского крестного хода.


Крестный ход "Тропой преподобного Сергия"

Икона прп. Сергия Радонежского

История возникновения крестного хода "Тропой преподобного Сергия". В 2006 г. директор воскресной школы Успенского храма Лариса Павловна Максимова побывала в Екатеринбурге и приняла участие в крестном ходе от Ипатьевского дома до Ганиной ямы. Этот крестный ход зародил в ней мысль о подобном крестном ходе на Радонежской земле.

Вернувшись в Сергиев Посад, она обратилась к тогдашнему благочинному игумену Иоанну и выразила надежду о возможности возродить дореволюционную традицию крестных ходов в Троице-Сергиеву Лавру. Совместными усилиями протоиерея Андрея Крашенинникова, протоиерея Виктора Григоренко и Ларисы Павловны был разработан маршрут крестного хода, который включал в себя:
- начало крестного хода из двух разных точек – села Воздвиженского (последней остановки князей и императоров перед Троице-Сергиевой Лаврой) и Хотьковского монастыря (места погребения родителей прп. Сергия);
- посещение храма в селе Радонеж (места, где прп. Сергий провел юные годы);
- встреча крестных ходов в деревне Морозово, где строится храм во имя Собора Радонежских Святых;
- посещение храма в имя прп. Сергия в Семхозе;
- посещение Святодуховского, Успенского и Ильинского храмов в Сергиевом Посаде.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил совершение крестного хода «Тропой преподобного Сергия». Маршрут крестного хода

Маршрут крестного хода. Начинается крестный ход из двух мест – из села Воздвиженского и из города Хотьково от нижних ворот Свято-Покровского монастыря.

Первая группа участников, совершив молебен в Крестовоздвиженском храме, выходит в 8:30 из села Воздвиженское, где некогда стоял путевой царский дворец, и направляется к Преображенскому храму в село Радонеж, в котором находился дом родителей прп. Сергия, и прошла его юность. После краткого молебна крестный ход проследует в деревню Морозово.

Населенный пункт
Пройденный путь, км
Расстояние между пунктами, км
Примерное время (2019 г.)
Воздвиженское
0
0
8.30
Радонеж
2,5
2,5
9.05-9.25
Этно-парк "Кочевник"
6,5
4
10.25
Морозово (Храм-часовня Собора Радонежских святых)
8,8
2,3
11.10

Вторая группа отправляется в 10:00 из города Хотьково от нижних ворот Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря, где покоятся мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия.

Обе группы встречаются в деревне Морозово, и после молебна у часовни в честь Собора Радонежских святых отправляются по древней Переславской дороге к Сергиевскому храму в микрорайоне Семхоз. В Семхозе служится молебен, паломники отдыхают и подкрепляют свои силы за краткой трапезой. Далее крестный ход следует в город Сергиев Посад: к Свято-Духовскому храму на старом Никольском кладбище, далее – к Успенскому храму в древнем селе Клементьево, затем – к Ильинскому храму в Пушкарской слободе. Заканчивается крестный ход прибытием в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поклонением святым мощам прп. Сергия Радонежского.

Населенный пункт
Пройденный путь, км
Расстояние между пунктами, км
Примерное время (2021 г.)
0
0
10.00
6
6
11.10-11.35
СНТ Матренки
8,9
2,9
12.15
11,5
2,6
12.50-13.40
Храм Сошествия Святого Духа (Никольское кладбище)
14,6
3,1
14.25-14.40
15,4
0,8
14.50-14.55
16,3
0,9
15.10-15.25
17,5
1,2
15.40-15.50

Средняя скорость движения - ок. 5 км/ч.

Скачать трек и карту крестного хода по маршруту "Хотьково - Троице-Сергиева Лавра".

Скачать трек и карту крестного хода по маршруту "Воздвиженское - Троице-Сергиева Лавра".

Фотографии по прошедшим крестным ходам можно посмотреть по ссылке: 2022 г.; 2021 г.; 2020 г.; 2019 г.; 2018 г.; 2017 г.

Видео с крестного хода "Тропой преподобного Сергия - 2017" можно посмотреть тут и тут, а фоторепортаж - тут.

Время проведения. Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» проходит каждый год, в последнюю субботу перед праздником преставления прп. Сергия Радонежского, празднуемого 8 октября.

Как добраться. К месту начала крестного хода в село Воздвиженское можно добраться:

из г. Сергиева Посада – от автовокзала автобусом №33 на Рахманово до села Воздвиженское или автобусом №388 до остановки по требованию «село Воздвиженское», либо на личном автотранспорте по Ярославскому шоссе (трасса М8);

из г. Москвы – от станции метро “ВДНХ” автобусом №388 до остановки по требованию «село Воздвиженское», либо до остановки по требованию в Радонеже или Хотьково (если автобус проезжает через Хотьково);

К месту начала крестного хода в Хотьково – на электричке с Ярославского вокзала до станции Хотьково (время в пути ок. 80 мин.), обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря (пешком ок. 10 мин.).

Что с собой брать. С собой желательно взять емкость с водой, плащ/зонтик на случай дождя, куртку или свитер на случай холодной погоды. Из продуктов - что-нибудь перекусить на привале.




Использованы материалы с сайтов:
1. Официальный сайт Великорецкого крестного хода
2. Аварийно-спасательное формирование "Пересвет"
3. Официальный сайт Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Киров
4. Официальный сайт Иринарховского крестного хода
5. Официальный сайт Крестовоздвиженского храма Сергиево-Посадского района Московской области. 10-й крестный ход "Тропой преподобного Сергия"
6. Официальный сайт Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря

©Храм святителя Николая на Щепах г.Москвы. Русская Православная Церковь.
Все права защищены. Разрешено любое некоммерческое использование материалов сайта.