Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы
 

Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы

 

Крестные ходы

 

Великорецкий крестный ход

Великорецкий крестный ход проводится каждый год с 3 по 8 июня. За это время паломники проходят около 150 км.

В 2000 году, к 600-летию Великорецкого крестного хода, решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он получил статус всероссийского.

Подробнее...

Иринарховский крестный ход

Иринарховский крестный ход проходит каждый год, в третью полную неделю июля, со среды по воскресенье. За это время паломники проходят около 60 км.

Подробнее...

Крестный ход "Тропой преподобного Сергия"

Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» проходит каждый год, в последнюю субботу перед праздником преставления прп. Сергия Радонежского, празднуемого 8 октября. За это время паломники проходят около 18,5 км.

Подробнее...




Великорецкий крестный ход

Икона свт. Николая (Великорецкого)

История возникновения Великорецкого крестного хода. Начало древнейшей традиции крестного хода связано с обретением образа святителя Николая на берегу реки Великой жителем деревни Крутицы Семеном Агалаковым. Однажды «некоторый благоговейный муж, проходя по домашней потребности близ Великой реки увидел в лесу, в стороне от своего пути свет как бы от множества горящих свечей, остановился в испуге, но от страха не решился подойти к таинственному месту и пошел дальше по своему делу. Когда же возвращался домой, снова на том же месте увидел сияние светозарных лучей, почувствовал непреодолимое желание подойти к тому месту и осенив себя крестным знамением, пробрался через лесную чащу и увидел там у небольшого источника образ святителя Николая, свет же скрылся».

Первое чудо от иконы произошло там же в деревне, когда, приложившись к чудотворной иконе, исцелился крестьянин, который не мог ходить. Люди местных деревень, узнав о творящихся чудесах от иконы, стремились побывать на том месте и возблагодарить Бога за дарованную им святыню. С этого времени берет свое начало и почитание места явления иконы. На берегу реки Великой вскоре построили деревянную часовню. Она стала местом паломничества, из окрестных деревень и сел шли люди поклониться святому месту. Источник, появившийся у сосны, где явился чудотворный образ, стал источником исцеления страждущих и скорбящих, чающих утешения Божия. Слава о чудесах Великорецкой иконы вскоре достигла и столицы Вятского края – града Хлынова. Спустя некоторое время по соборному решению хлыновское духовенство и градоначальники обратились к жителям Великорецких деревень с просьбой перенести чудотворную икону в Хлынов ради ее безопасности и «многонародного собрания». Забирая икону, жители Хлынова дали обет ежегодно возвращать икону святителя Николая на берега реки Великой к месту его славного явления. Так была заложена одна из самых древних и величественных традиций Вятской земли – Великорецкий крестный ход.

В 1668 году указом преосвященного Александра архиепископа Вятского и Великопермского днем празднования явления Великорецкой иконы святителя Николая назначено 6 июня (24 мая по ст.ст.). На этот день составлена специальная церковная служба. Она просуществовала только до начала XVIII столетия, потом ее незаслуженно забыли и только в год 600-летнего юбилея крестного хода в 2000 году песнопения этой службы зазвучали вновь.

Длительные пешеходные переходы в древности, особенно в Вятском крае, населенном языческими племенами, были небезопасны. Следует вспомнить, что Великорецкую икону перенесли в Хлынов собственно из-за частых набегов таких племен. На большое расстояние люди преимущественно передвигались по рекам. Изначально и Великорецкий крестный ход совершался по рекам Вятке и Великой. Это обстоятельство в 1778 году побудило Вятского епископа Лаврентия (Барановича) к изданию указа об учреждении сухопутного пути крестного хода. С этого времени маршрут больше не менялся. И сейчас паломники направляются к месту явления чудотворного образа этим путем. Из Вятки паломники шли пешком, заходя по пути в села и деревни, совершая в них молебны. На пути крестного хода встали древние вятские села: Макарье, Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово, Медяны, Филейское. Прохождение крестного хода через то или иное село было целым событием в жизни жителей села и окрестных деревень. Паломников встречали как трудников, несущих на себе подвиг молитвенного делания. Такое настроение создавало особую благоговейность перед участниками крестного хода.

Особой эпохой в истории Великорецкого крестного хода стал советский период. 23 января 1918 года Советским правительством был издан декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В специальной инструкции к этому декрету говорилось: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». В первые годы советская власть воздерживалась от решительных действий. 3 июня по-прежнему на соборной площади собирались тысячи богомольцев, и запретить это не было никакой возможности. В 1920-е годы кафедральный собор, а вместе с ним и чудотворная Великорецкая икона, оказались в руках обновленцев, а с 1930-х годов след величайшей святыни земли Российской теряется. Неизвестно куда и когда пропала икона. Она таинственно явилась и таинственно исчезла, но русский народ надеется на ее возвращение. Исчезновение иконы естественно послужило поводом к прекращению крестного хода. Нечего стало возвращать на берега реки Великой, но одновременно с этим открылась другая форма почитания православных святынь – паломничество. Официально крестный ход не был запрещен, и поэтому паломники, следуя древней традиции, шли к месту явления чудотворного образа и несли с собой иконки святителя Николая.

В 1959 году впервые было опубликовано официальное запрещение паломничества на реку Великую. Для «борьбы» с паломниками установлены милицейские кордоны, в задачи которых входило находить паломников, пробирающихся сквозь лесную чащу к месту явления иконы и вывозить как можно дальше от святого места. «В 1962 году, – говорит писатель Владимир Крупин, – шло всего тридцать человек». Остальные паломники в разное время пробирались по два – три человека лесными тропами, чтобы их не заметили. Считать число богомольцев, приходивших к месту явления иконы, в то время ни кому не приходило в голову.

В апреле 1978 года на Кировскую кафедру был назначен епископ Хрисанф (Чепиль) (ныне покойный митрополит Вятский и Слободской). После наступивших изменений в отношениях государства и церкви в 1989 году архиепископ Хрисанф обратился с просьбой о разрешении крестного хода и проведения богослужения на реке Великой. И власть пошла на уступки. Богослужение на берегу Великой разрешили, но крестный ход – нет. Было предложено совершать крестный ход от ближайшего села Чудиново, расположенного в семи километрах от Великорецкого.

Активным помощником владыки в деле восстановления древней русской традиции стал секретарь епархии протоиерей Александр Могилев (ныне митрополит Астанайский и Казахстанский). В непростых условиях отец Александр организовал и провел первый после возрождения крестный ход, который надолго запомнился многочисленным паломникам.

Величественный храмовый комплекс XVIII-XIX веков, сложившийся в с. Великорецком, был недоступен для богомольцев. Часть построек были полуразрушены, а храмы закрыты. Оценив ситуацию, отец Александр предложил владыке совершить Литургию 6 июня прямо на берегу реки Великой в походной церкви. Этот обычай вошел в практику и совершается и поныне.

С 1992 года крестный ход стал совершаться своим историческим путем. «Крестный ход растет численно, – рассказывает Крупин, – старухи-трудники боялись, и справедливо, что приход молодежи ослабит его молитвенность, строгость, аскетичность. Конечно, деточки на привалах затевают игры, конечно, и молодежи хочется иногда не молитвы, а шутки. Это естественно. Но крестный ход сам по себе подчиняет людей общей мысли, общему устремлению, общей цели». Распорядок крестного хода очень трудный: три дня паломники идут к месту явления чудотворного образа и два дня обратно, ежедневно преодолевая более 30 километров пути. Дорога всегда разная: то полем, то лесом, то асфальтная трасса. «Верующий же человек понимает, на что решается: почти полную неделю надо идти часов по шестнадцать–восемнадцать, ложиться в десять–одиннадцать, в два часа ночи вставать, а в три – выходить. А жара, а дожди, а мороз, а гнус!». Но идут люди. У тех, кто побывал на Великой реке в дни празднования явления чудотворного образа, навсегда останется в памяти этот яркий и одновременно тихий, смиренный, духовный праздник.

В 2005 году определением Священного Синода Русской Православной Церкви в селе Великорецком открыт Николо-Великорецкий мужской монастырь (ныне преобразован в Великорецкое подворье Свято–Трифонова монастыря г.Киров). Наместником монастыря был назначен игумен Тихон (Меркушев), который около десяти лет возглавлял Великорецкий крестный ход.

В 2000 году, к 600-летию Великорецкого крестного хода, решением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II он получил статус всероссийского. Уже в 2008 году в нём участвовало около 30 тысяч богомольцев (что превысило дореволюционный максимум – 27 тысяч), был утверждён Устав крестного хода. Согласно Уставу, современный Великорецкий крестный ход совершается в период с 3 по 8 июня таким образом, что главные мероприятия в селе Великорецком проходят 6 июня, в праздник Великорецкой иконы. Маршрут Великорецкого крестнрого хода

Более подробную информацию по населенным пунктам, которые посещает Великорецкий крестный ход, можно узнать из фильма, а общую карту - посмотреть тут.

Фотографии по крестному ходу 2018 г., а также рекомендации паломникам можно посмотреть по ссылке: 2018 г.

Время проведения. Великорецкий крестный ход проводится каждый год с 3 по 8 июня. За это время паломники проходят около 150 км.

Как добраться. Обычно паломники прибывают в монастырь либо накануне крестного хода, либо ранним утром, к самому его началу. До Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря, откуда начинается крестный ход, можно добраться либо пешком (от ж/д станции – ок. 4 км), либо на общественном транспорте.

Если идти пешком, то, выйдя из ж/д вокзала, необходимо пройти вправо по Комсомольской улице 500 м, повернуть налево на Октябрьский проспект, пройти по нему до ул. Воровского (1400 м), повернуть направо, пройти 600 м до пересечения с ул. Карла Маркса. Там повернуть налево, и пройти 250 м до ул. Горбачева (уходит под углом вправо), расположенной сразу после пересечения ул. Карла Маркса с ул. Орловской. Для ориентира – слева будет ботанический сад. По ул. Горбачева идти до конца (1300 м) – справа будет Свято-Успенский Трифонов мужской монастырь (ул. Горбачева, 4).

Если ехать на общественном транспорте, то остановка находится у выхода из вокзала – площадь переходить не надо. Добраться до остановки «Трифонов монастырь» можно на автобусах №3, №5, №37, №67, троллейбус №4. На остановке «Трифонов монастырь» выходите из автобуса и поворачиваете направо по диагонали. Увидите овраг. Обходите его с правой стороны, и идите вниз по улице Горбачева, никуда не сворачивая. Через 300 метров будет монастырь.

Что с собой брать. См. по ссылке.

Официальный сайт Великорецкого крестного хода. Здесь представлена актуальная и полезная информация, в т.ч. по камере хранения вещей, программе и маршруту крестного хода, экипировке и ночлегу и многое другое.


Иринарховский крестный ход

Икона прп. Иринарха Затворника

История возникновения Иринарховского крестного хода. Первый Иринарховский крестный ход состоялся в 1997 году. Игумен Борисоглебского монастыря возобновил древнюю традицию почитания преподобного Иринарха - совершать пеший крестный ход из Борисо-Глебского монастыря к источнику преподобного Иринарха на его родине близ села Кондаково. Паломники проходят по живописным местам Ярославского края, останавливаясь на ночлег у действующих и восстанавливающихся храмов. Во время крестного хода служатся молебны и панихиды в храмах и на погостах, паломники по очереди надевают на себя вериги Преподобного, а в завершении пути - совершают омовение в источнике. Каждый день начинается Литургией, а заканчивается вечерней службой.

Первый крестный ход был однодневным. В нем принимало участие человек сто пятьдесят. В настоящее время продолжительность Иринарховского крестного хода составляет пять дней, а от начала и до конца его проходит около полутора тысяч человек.

Паломники проходят по следующим населенным пунктам:

Борисо-Глебский монастырь. Начало крестного хода. Относится к Ростовской и Ярославской епархии и расположен в пос. Борисоглебский, Борисоглебского района Ярославской области, в 18 км к сев.-зап. от Ростова Великого, на берегу реки Устье. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре от коликых лет и како бысть ему начало» середины XVI в., монастырь основан прпп. Феодором и Павлом Ростовскими. Как сообщает Повесть, около 1360 г. «из области Великого Новаграда», поселился в Ростовских пределах инок Феодор. Стремясь к уединению, три года прожил святой в построенной им келье, питаясь одним подаянием. Через некоторое время «пришед к нему брат именем Павел, преподобный ж его с радостиго прием, аки некое сокровище обрете».

В начале 1363 г. на богомолье в Ростов приходит Сергий Радонежский. Узнав об этом, иноки, испросив разрешения ростовского князя Константина Васильевича и епископа Игнатия на устройство общежительного монастыря, умоляли Сергия благословить их начинание. «Преподобный же Сергие сътвори по прошению их... и много походив по пустыни сеи ...прииде на место, где стоит и доныне церковь великих Христовых страстотерпцев Бориса и Глеба, и благослови их поставите храм...»

Местоположение монастыря было весьма выгодно – здесь проходил древний тракт из Москвы, Ростова к Угличу и далее в Каргополь и на Белоозеро. Река Устье оставалась судоходной, вероятно, до конца XVII в.; она, сливаясь с рекой Вёксой, образует реку Которосль, впадающую в Волгу.

Первый игумен прп. Феодор вскоре назначил своим приемником прп. Павла, а сам, желая уединения, ушел на Белое озеро, где в устье реки Ковжи основал Никольский монастырь. Спустя несколько лет, предвидя свою кончину, прп. Феодор возвратился в Б.-Г. монастырь, где преставился 22 октября 1410 г.(?) Многие годы после его смерти игумен Павел управлял обеими обителями. Святые Феодор и Павел погребены в северной части Борисоглебского собора, мощи их находятся под спудом.

Здесь же в течение много лет подвизался в затворе прп. Иринарх Ростовский (1548-1616). Согласно житию, в тонком сне преподобный увидел разоренную польскими войсками Москву, о чем, по совету настоятеля, рассказал царю Василию Васильевичу Шуйскому. Вскоре пророчество сбылось. В 1608 г. польские войска захватили Ростов, осадили монастырь, но не сожгли его. Прп. Иринарх благословил на борьбу с интервентами князей Михаила Шуйского и Дмитрия Пожарского. В монастыре, близ ограды находилась тесная, длиною 3 м и шириною менее 1,5 м, келья преподобного. Прп. Иринарх был погребен в «им же ископанной пещере» у западной стены Борисоглебского собора. В настоящее время мощи святого почивают под спудом Ильинского придела собора. Согласно описанию архим. Амфилохия в 1856 г., вериги прп. Иринарха состояли из 142 металлических крестов, камня, цепей, железного кольца на голову и железной палки (ок. 150 кг). В конце 1990-х гг. в фондах Угличского музея обнаружена и передана в монастырь часть вериг преподобного. В 1923 г. в стенах монастыря было учреждено Борисоглебское отделение Ростовского госмузея. К концу 1928 г. были закрыты для размещения музейных экспонатов все монастырские храмы. В советское время на территории монастыря размещались: госбанк и архив, общежитие милиции, кондитерское и колбасное производства, склад льносемени, зерна и льноволокна, парники. В 1989 г. Борисоглебский собор был передан Русской Православной Церкви и открыт как приходской храм. Определением Священного Синода от 24 ноября 1994 г., приход преобразован в мужской монастырь. Маршрут Иринарховского крестного хода

Святой источник у Безымянного ручья. Водой из этого источника пользовались и в советское время, но в 1960-е годы источник был засыпан и осквернен и лишь в 1999 г. силами насельников Борисо-Глебского монастыря и его прихожан был очищен, облагорожена территория вокруг него.

Троица-Бор. В двух верстах к югу от Борисо-Глебского монастыря расположена местность, которую до сих пор местные жители называют Троица-на-Бору, в память о бывшем здесь девичьем монастыре во имя Живоначальной Троицы. Первые упоминания о Троицком девичьем монастыре встречаются во «Вкладных и кормовых книгах Борисо-Глебского монастыря», где сообщается о вкладе Ивана Грозного за насильственное пострижение княгини Фотинии, вдовы князя Даниила Пронского. Упоминания о Троицком монастыре есть и Писцовых книгах 1629-1631 гг. «Приписной девичь монастырь, а на монастыре церковь Живоначальной Троицы, деревянныя клецки, строение монастырское». Монастырь был невелик и полностью зависел от Борисо-Глебского монастыря. Деревянная ограда в виде частокола огораживала небольшую территорию, куда вмещались деревянные Троицкая церковь с приделом Архистратига Михаила, церковь Святителя Николая, монашеские кельи и кладбище. Шириною ограда была 40, а длиною 53 сажени (т.е. 84x108 м).

В 1708 году святителем Дмитрием Ростовским был освящен каменный храм во имя Живоначальной Троицы по просьбе благодетельницы монастыря Параскевы Алексеевны Нарышкиной, ближайшей родственницы Петра I. «Боярыня Нарышкина имела великую веры в сию обитель, в ея чудодейственные святыни после благополучного разрешения здесь ея от бремени». Прасковьей Алексеевной была подарена в монастырь икона «Знамение Божьей Матери». До 1920-х годов икона сохранялась в храме и почиталась чудотворной. По указу Ростовского митрополита Арсения Мациевича был учрежден с этой иконой крестный ход в Ростовский Спасо-Яковлевский монастырь. По упразднении Троицкого монастыря вследствии реформы Екатерины II в 1764 г. был прекращен и крестный ход.

После упразднения в Троице-на-Бору девичьего монастыря был организован приход, который включал селения Шипино, Куземцино, Опальнево, Старово-Подборное. В него также вошли и Борисоглебские Слободы - самое большое поселение к середине XIX в.: 222 дома с населением 1135 человек. Старое название местности – погост Троицкий-на-Бору – было заменено официальным статусом села. Троицкий приход был достаточно богат со времени основания и до 1930 г. Последним священнослужителем в Троице-на-Бору был отец Иоанн (Иван Константинович) Смирнов. После его смерти в 1930 г. церковь в Троице-на-Бору стала центром обновленческого движения в Борисоглебском районе. Окончательно храм закрыли в 1935 г., в нем разместилась санаторная столовая. Кладбище сравняли в 1939 г. Троицкая церковь сгорела от поджога в 1942 г.

Переправа через речку Устье вблизи деревни Селище. Река в древности была судоходной: из «Повести о Борисоглебском монастыре…» известно, что известь для строительства первого каменного храма доставляли из Плёса и сплавляли по ней. Настоятель монастыря Феофил «посылал на Плесо в судех вверхъ Которосью и Волгою. Проход же тяжек есть и далече Которосью и Волгою». Устье берёт начало в Угличском районе, вытекает она из болота около села Заозерье, течёт 153 км и недалеко от Ярославля, сливаясь с двумя реками Могзой и Вёксой, образует реку Которосль.

Деревня Селище. Ранее входила в состав Борисоглебских слобод, была самой древней слободой, упоминается в документах начала XVII в. В старину здесь жили ремесленники – плотники, кирпичники, каменщики, портные, сапожники, кузнецы, работающие на Борисоглебский монастырь. Деревня Селище – это первый населенный пункт, через который предстоит пройти крестоходцам.

Далее – путь через деревни Шипино, Кишкино, Теперское, Комарово до Павлова села. Эти деревни в историческом отношении не представляют большого интереса, хотя поселения эти древние, и упоминаются в Писцовых материалах Ростовского уезда в начале XVII в. Это первое поприще Крестного хода – первый день пути, в который крестоходцами преодолевается расстояние ок. 15 км.

Село Павлово. Здесь – первый ночлег. В середине XIX века – казенное село, при пруде, в 25 верстах от Ростова. Село это очень древнее. Доказательством тому служит икона Николая Чудотворца в житии из Павловской церкви, хранящаяся ныне в Третьяковской галерее, которая датируется XIII в. Когда-то в Павлове стояло два деревянных храма – в честь Усекновения Честныя Главы Иоанна Предтечи, другой – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Сейчас в селе – каменный храм во имя иконы Тихвинской Божией Матери с приделами, который был построен в 1774 г. Петербургским купцом Иваном Кондратьевичем Солнцевым, уроженцем села.

Село Ильинское. Стоит село на горе, ни рек, ни озёр, ни болот поблизости нет. Местность безлюдная, лесистая, в древности здесь во множестве рос белый мох, сфагнум, беломошник, «белынь», оттого и село называется Ильинское на Белыни. Церковь каменная была устроена в 1813 г. местными крестьянами при содействии Санкт-Петербургских купцов, бывших уроженцев этого села Горшкова и Баймакова. Престолов в церкви три: в честь пророка Божия Илии (главный), во имя иконы Казанской Божией Матери и в честь святителя Василия Великого. В приход села Ильинского входила большая деревня Пестово, она останется в стороне от движения крестного хода. Но необходимо сказать, что в этой деревне сохраняется каменная часовня, построенная в 1893 г. по случаю страшного бедствия – пожара 5 июля 1890 г., унесшего жизни трёх отроков.

Посёлок Красный Октябрь. До революции здесь была расположена усадьба известного ростовского купца, мецената и краеведа Андрея Александровича Титова, который в 1892 г. выкупил разорённое поместье дворянина В.Н. Хомутова у его наследников. Здесь А.А. Титов создал сельскохозяйственное предприятие, известное как «Петровская экономия» – рассадник племенной ярославской коровы. В хозяйстве работал молокозавод, который снабжал молочной продукцией почти весь Ростовский уезд, часть продукции (масло, сметана) уходили для продажи в Москву. После революции на базе этого хозяйства был создан первый в районе совхоз «Красный Октябрь».

Далее – путь через деревни Языково, Алешкино, Кучеры до села Ивановское.

Село Введенское. Здесь располагалась Троицкая церковь с приделами в честь Введения во Храм Пресвятыя Богородицы и во имя Алексия человека Божия была построена в 1772 г. С.-Петербургским купцом Яковом Ивановичем Жадимировским, предки которого были крестьянами деревни Жадимирово Введенского прихода. Церковь эта сохранялась и в послевоенное время, но была взорвана и разрушена в начале 1960-х… В настоящее время от села остался лишь погост, тут служится лития.

Село Ивановское. Завершается второй день пути в 35 верстах от города, в селе Ивановском на речке Лехти, где с давних времен стояла деревянная церковь в честь пророка Божия Ильи. Само село расположено на горе при речке Кутьме, впадающей в 1 версте от села в реку Лехоть; последняя утвердилась в современном названии села и протекает чуть в стороне. Село Ивановское с деревнями было одной из самых древних и обширных вотчин Борисоглебского монастыря. Несмотря на то, что в 1764 г. село было у монастыря отобрано и стало экономическим, связь с Борисоглебским монастырём не прерывалась.

Это село примечательно во всех отношениях. Можно долго говорить и о школе, известной сейчас на всю Россию своими православными традициями, и о её замечательном директоре Владимире Сергеевиче Мартышине, который мечтает построить новое, красивое здание школы, и о деревянном храме, в котором бережно сохраняется чудотворная икона Богородицы «Скоропослушница». Эта икона была прислана в XIX в. монахом с Афона, бывшим прихожанином храма. Она известна своей благодатной чудотворной помощью, как в дореволюционные времена, так и в наше время. После того, как Ивановский храм был взорван, икона долгое время находилась в храме Тихвинской иконы Божией Матери в с. Павлово. А в 2006 г. вернулась в Ильинский храм. После ее возвращения в село Ивановское зафиксированы более десятка случаев ее благодатной чудесной помощи. Икона два года была на реставрации, а 21 ноября 2013 г., вернувшись домой, предстала во все своей красе и в новом киоте. Пока в целях безопасности икона будет храниться в Борисоглебском монастыре, и только лишь два раза в месяц будет пребывать в своем храме в селе Ивановском.

Далее – путь через деревни Титово, Звягино, Емельянниково до Георгиевского села.

Село Георгиевское. Расположено в 36 верстах от Ростова. Ранее оно называлось «Юрьевское на ручью». В древности село принадлежало известному опричнику Василию Грязному, затем эти земли выкупил старинный московский боярский род Челядниных. В 1516 г. это село с деревнями получил в качестве вклада Переславский Горицкий женский монастырь от Аграфены Челядниной на помин души её супруга московского дворецкого Василия Андреевича Челяднина. В собственности этого монастыря Георгиевское оставалось до 1764 г.

В давние времена в селе был два храма в честь святителя Николая с приделом Тихона чудотворца, другой храм в честь Георгия Страстотерпца. Оба храма были выстроены на средства Грязных. Каменная церковь была построена в 1838 г. в честь великомученика Георгия с приделом Тихона Амафунтского, чудотворца. В церкви особо почитаемой была икона Иверской Божией Матери, которую в благодарение крестьянам преподнесла графиня Елизавета Алексеевна Мусина-Пушкина, дочь известного адмирала Алексея Васильевича Мусина-Пушкина. Церковь построена у основания горы, при маленьком ручье, а река Лехоть протекает в версте от села у деревни Лянино. Село имело давние благотворительные традиции: в 1876 г. в Георгиевском было отрыто земское начальное училище, здание которого было построено на средства сибирского купца Якова Фёдоровича Скороспехова, а в 1883 г. было создано Братство святого Великомученика Георгия с просветительскими целями. Было здесь и общество трезвости с особо строгим уставом.

Далее – путь через деревни Никульское, Горки до села Зубарево.

Село Зубарёво. Стоит село на высоком холме. Неподалёку от села в овраге находится родник, местные жители его называют «у Николы». Здесь – завершается третий день крестного хода.

В начале XVII в. это село было в собственности сотника московских стрельцов Павла Фёдоровича Быкова и вдовы Анны Матвеевны Танеевой. С того времени село неоднократно выкупалось; владельцами села в своё время были дворяне Перхуровы, Теляшевы, Хвостовы, Нюровы, Исаковы. С 1830 г. селом владеют угличские помещики Потопчины. Каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая был построен на средства местных крестьян в 1820 г. В 1895 г. к храму была пристроена тёплая трапеза с приделами во имя святителя Леонтия Ростовского и Сергия Радонежского чудотворца. А в 1908 г. храм был расписан масляной живописью Санкт-Петербургским живописцем Фёдором Егоровым, им же были выполнены и все иконы для нового иконостаса. Службы в храме, вероятно, прекратились перед войной, но долгое время за церковью присматривал церковный сторож Дмитрий Козлов; он открывал храм по праздникам и желающие могли помолиться. Теперь в разрушенном храме служится литургия раз в год, когда в селе останавливается крестный ход. Насельники Борисоглебского монастыря взяли храм под свою опеку.

Село Давыдово. В древности село принадлежало Борисоглебскому монастырю. Первый каменный храм в селе построил в 1777 г. архимандрит Борисоглебского монастыря Венедикт (Лужецкий), который был родом из села Давыдова. Но, несмотря на прочность и красоту этого храма, его пришлось перестроить в 1832 г., так как он стал мал и не вмещал всех молящихся. Новый каменный храм в честь иконы Владимирской Божией Матери с приделами архистратига Михаила, Николая Чудотворца и Преображения Господня был выстроен при деятельном участии прихожан на средства Санкт-Петербургского купца Алексея Прожигалова. История храма и села имеет счастливое продолжение: в 1999 г. началась реставрация храма, а уже в 2006 г. было возобновлено богослужение. Прихожане храма создали центр традиционной русской культуры, целью которого является возрождение старинных обычаев, в селе также работает летний оздоровительный лагерь для детей-инвалидов. Всеми этими начинаниями руководит настоятель храма отец Владимир Климзо.

Далее – путь через деревню Новоселки до села Кондаково.

Село Кондаково. К вечеру четвёртого дня пути крестоходцы прибывают в село Кондаково на речке Вздериножке (притоке Устья), на родину прп. Иринарха затворника. Село расположено от уездного центра на расстоянии 43 верст. Еще в конце XVIII в. здесь стояли два каменных храма, один из которых был разрушен в 1830-е гг. Когда в конце июля 1548 г. у Акиндина и Ирины, крестьян села Кондаково родился мальчик Илья, село это принадлежало Московскому Новодевичьему монастырю. Московские бояре Захарьины пожертвовали это село в 1555 г. До этого село носило название Григорово, вероятно, по имени владельца села Григория Юрьевича Захарьина. В селе Кондаково будущий святой прп. Иринарх прожил до 18 лет. По сохранившемуся преданию, он любил молитвенное уединение на источнике близ села.

В древности в селе стояли две церкви: во имя Николы чудотворца и в честь Рождества Христова. Ныне существующий каменный храм Рождества Христова был построен в 1804 году на средства Петербургского купца Савелия Петровича Ковалёва, а в 1851 году прихожане пожелали устроить в церкви придел в честь прп. Иринарха. В 1872 году по просьбе прихожан была передана из Борисоглебского монастыря часть вериг преподобного. Именно эти вериги чудесным образом сохранились до наших дней, с ними и совершается крестный ход. Маршрут Иринарховского крестного хода

Фотографии с прошедших крестных ходов можно посмотреть по ссылкам: 2018 г.; 2017 г.; 2016 г.; 2015 г.; 2014 г.; 2013 г.; 2012 г.; 2011 г.; 2010 г.; 2009 г.; 2007 г.; 2006 г. Также сделана презентация по результатам хождения в Иринарховский крестный ход в 2005-2012 гг. (внимание: объем 44 Мб, содержит более 400 фотографий и охватывает весь путь паломников).

Время проведения. Иринарховский крестный ход проходит каждый год, в третью полную неделю июля, со среды по воскресенье. За это время паломники проходят около 60 км.

В 2018 году Иринарховский Крестный ход пройдет с 18 по 22 июля (со среды по воскресенье).

Как добраться. На поезде до станции Ростов Великий (Ярославский), далее на автобусе до поселка Борисоглебский (ок. 18 км). Расписание автобусов: 6-35, 7-30, 8-10, 9-20, 10-30, 11-45, 13-15, 14-45, 15-40, 16-30.

Что с собой брать. С собой желательно взять всё то, что необходимо иметь в походе с ночлегами в палатках: кружку, миску, ложку, фляжку (пластиковую бутылку) для воды, плащ-накидку, сменные носки, удобную (разношенную) обувь, коврик, спальник или легкое одеяло, куртку или свитер на случай холодной погоды. Из продуктов можно взять с собой немного орехов, сухофруктов, сухое галетное печенье, сухари. Крестоходцы обечпечиваются горячей едой из солдатской кухни утром (после окончания Литургии) и вечером (после окончания вечерней службы).

Официальный сайт Иринарховского крестного хода.


Крестный ход "Тропой преподобного Сергия"

Икона прп. Сергия Радонежского

История возникновения крестного хода "Тропой преподобного Сергия". В 2006 г. директор воскресной школы Успенского храма Лариса Павловна Максимова побывала в Екатеринбурге и приняла участие в крестном ходе от Ипатьевского дома до Ганиной ямы. Этот крестный ход зародил в ней мысль о подобном крестном ходе на Радонежской земле.

Вернувшись в Сергиев Посад, она обратилась к тогдашнему благочинному игумену Иоанну и выразила надежду о возможности возродить дореволюционную традицию крестных ходов в Троице-Сергиеву Лавру. Совместными усилиями протоиерея Андрея Крашенинникова, протоиерея Виктора Григоренко и Ларисы Павловны был разработан маршрут крестного хода, который включал в себя:
- начало крестного хода из двух разных точек – села Воздвиженского (последней остановки князей и императоров перед Троице-Сергиевой Лаврой) и Хотьковского монастыря (места погребения родителей прп. Сергия);
- посещение храма в селе Радонеж (места, где прп. Сергий провел юные годы);
- встреча крестных ходов в деревне Морозово, где строится храм во имя Собора Радонежских Святых;
- посещение храма в имя прп. Сергия в Семхозе;
- посещение Святодуховского, Успенского и Ильинского храмов в Сергиевом Посаде.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий благословил совершение крестного хода «Тропой преподобного Сергия».

Видео с крестного хода "Тропой преподобного Сергия - 2017" можно посмотреть тут и тут, а фоторепортаж - тут. аршрут крестного хода

Маршрут крестного хода. Начинается крестный ход из двух мест – из села Воздвиженского и из города Хотьково от нижних ворот Свято-Покровского монастыря.

Первая группа участников, совершив молебен в Крестовоздвиженском храме, выходит в 8:30 из села Воздвиженское, где некогда стоял путевой царский дворец, и направляется к Преображенскому храму в село Радонеж, в котором находился дом родителей прп. Сергия, и прошла его юность. После краткого молебна крестный ход проследует в деревню Морозово.

Вторая группа отправляется в 10:00 из города Хотьково от нижних ворот Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря, где покоятся мощи преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия.

Обе группы встречаются в деревне Морозово, и после молебна у часовни в честь Собора Радонежских святых отправятся по древней Переславской дороге к Сергиевскому храму в микрорайоне Семхоз. В Семхозе служится молебен, паломники отдыхают и подкрепляют свои силы за краткой трапезой. Далее крестный ход следует в город Сергиев Посад: к Свято-Духовскому храму на старом Никольском кладбище, далее – к Успенскому храму в древнем селе Клементьево, затем – к Ильинскому храму в Пушкарской слободе. Заканчивается крестный ход прибытием в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру и поклонением святым мощам прп. Сергия Радонежского.

Фотографии по крестному ходу 2017 г. можно посмотреть по ссылке: 2017 г.

Время проведения. Крестный ход «Тропой преподобного Сергия» проходит каждый год, в последнюю субботу перед праздником преставления прп. Сергия Радонежского, празднуемого 8 октября. За это время паломники проходят около 18,5 км.

Как добраться. К месту начала крестного хода в село Воздвиженское можно добраться:

из г. Сергиева Посада – от автовокзала автобусом №33 на Рахманово до села Воздвиженское или автобусом №388 до остановки по требованию «село Воздвиженское», либо на личном автотранспорте по Ярославскому шоссе (трасса М8);

из г. Москвы – от станции метро “ВДНХ” автобусом №388 до остановки по требованию «село Воздвиженское», либо до остановки по требованию в Радонеже или Хотьково (если автобус проезжает через Хотьково);

К месту начала крестного хода в Хотьково – на электричке с Ярославского вокзала до станции Хотьково, обойти здание станции, пройти мимо автобусной остановки прямо до монастыря – идти около 10 минут.

Что с собой брать. С собой желательно взять емкость с водой, плащ/зонтик на случай дождя, куртку или свитер на случай холодной погоды. Из продуктов - что-нибудь перекусить на привале.




Использованы материалы с сайтов:
1. Официальный сайт Великорецкого крестного хода – http://velikoretsky-hod.ru
2. Аварийно-спасательное формирование "Пересвет" – https://www.pso-peresvet.ru/karta-vkh
3. Официальный сайт Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря г. Киров – http://uspenskysobor.ru
4. Официальный сайт Иринарховского крестного хода - http://www.икх.рф
5. Официальный сайт Крестовоздвиженского храма Сергиево-Посадского района Московской области. X крестный ход "Тропой преподобного Сергия" - http://www.vozdvijenskoe.ru/news/39-krestnyj-xod-tropoj-prepodobnogo-sergiya.html
6. Официальный сайт Покровского Хотькова ставропигиального женского монастыря - http://khotkovmonastery.ru

©Храм святителя Николая на Щепах г.Москвы. Русская Православная Церковь.
Все права защищены. Разрешено любое некоммерческое использование материалов сайта.