Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы
 

Официальный сайт храма святителя Николая на Щепах г.Москвы

 

5. Таинство Брака (Венчание)

В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

Установление Таинства Брака
Бог благословил брачный союз первых людей в Раю и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею (Быт. 1, 28), дав им один из первых Своих заветов. В той же книге Бытия, на первых ее страницах, раскрывается тайна брачного союза мужчины и женщины: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт. 2, 24). Брак был одним из тех двух Божественных установлений, которые прародители вынесли за врата рая после грехопадения.
В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом "тайной великой" (Еф. 5, 32-33). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (Ин. 2, 1-11).

Церковно-канонические препятствия к Браку
Православной Церковью четко определены причины, по которым Таинство Венчания совершаться не может. Они следующие:
  1. Не допускается вступление в Брак более трех раз.
  2. Запрещается вступать в Брак лицам, находящимся в близких степенях родства, вплоть до четвертой степени (то есть с троюродным братом или сестрой).
  3. Церковный Брак невозможен, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя атеистами и желают венчаться, руководствуясь посторонними мотивами.
  4. Не венчают пару, если хотя бы один из будущих супругов не крещен и не готов принять Крещения перед Венчанием.
  5. Не венчают Брак, если один из брачующихся фактически состоит в браке с другим лицом. Если этот брак - гражданский, то он должен быть расторгнут в установленном государственным законом порядке. Если церковный, то необходимо разрешение архиерея на его расторжение и благословение на вступление в новый Брак.
  6. Препятствием к совершению Браковенчания является духовное родство между кумовьями, крестившими одного ребенка и между крестными родителями и крестниками.
  7. Не венчается Брак, если хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм). Но совершенный по католическому или протестантскому обряду, а также нехристианский брак, в случае, если даже только один из супругов присоединился к Православной Церкви, может считаться по их желанию в силе. При переходе в христианство обоих супругов, брак которых заключен был по нехристианскому обряду, совершать Венчание не обязательно, так как их супружество освящено благодатью Крещения.
  8. Нельзя венчать принявших монашеские обеты, а также священников и дьяконов после их рукоположения.
Таинство Венчания не совершается:
накануне среды и пятницы всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; в продолжении постов Великого, Петрова, Успенского (с 14 по 27 августа) и Рождественского (с 28 ноября по 6 января); в продолжении Святок (с 7 по 19 января); в Неделю мясопустную (воскресенье перед масленицей), в течении сырной седмицы (масленицы) и в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье - накануне Великого поста); в течении Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи - 11 сентября и Воздвижения Креста Господня - 27 сентября.

Перед венчанием жениху с невестой необходимо пройти собеседование со священником и договориться о времени совершения Таинства. В сам день Таинства Венчания при себе необходимо иметь (Памятка венчаемым):
1. Документы (паспорт, свидетельство о регистрации брака).
2. Обручальные кольца.
3. Две иконы - Спасителя и Божией Матери.
4. Венчальные свечи.
5. Рушник под ноги.

В первой половине XVIII века обручение и Венчание, составляющие две части Таинства, совершались разновременно, однако в 1775 году Синод постановил совершать чинопоследование обручения и Венчания одновременно.

Последование обручения
Жених и невеста становятся в притворе храма лицом к алтарю: жених справа, невеста слева. Священник выходит из алтаря через Царские врата с крестом и Евангелием в руках, которые полагаются на аналое, стоящем среди храма. За священником выходит дьякон с обручальными кольцами, которые во время совершения Литургии находились на правой стороне Престола. Затем священник двумя зажженными свечами, символизирующими чистоту и целомудрие венчающихся, трижды благословляет их и дает свечи им в руки. Если оба брачующихся вступают в брак во второй (третий) раз, свечи им не даются.
Священник произносит возглас: "Благословен Бог наш...", и читается "обычное начало".
После этого произносится великая ектенья, которая содержит особые прошения о венчающихся: о даровании им детей; о ниспослании им любви совершенной, мирной и помощи Божьей; о сохранении их в единомыслии и твердой вере; о благословении их непорочной жизни.
Затем читаются две краткие молитвы, в которых воздается хвала Богу, соединяющему разделенных, и испрашивается благословение на брачующихся.
Священник, взяв сперва кольцо жениха, произносит трижды: "Обручается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек)". При каждом произнесении этих слов он творит крестное знамение над главою жениха и надевает кольцо на четвертый (безымянный) палец его правой руки. Затем берет кольцо невесты и крестит главу невесты трижды, произнося: "Обручается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек)" и надевает ей кольцо на безымянный палец правой руки.
Затем, символизируя отдачу себя друг другу на всю жизнь, жених и невеста трижды обмениваются кольцами. Священник произносит молитву, в которой испрашивается благословение и утверждение обрученным. Завершается последование обручения краткой ектеньей с добавлением прошения об обрученных.

Последование Таинства Венчания

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, торжественно выходят на середину храма. Им предшествует священник с кадилом.
Жених и невеста становятся на разостланный на полу перед аналоем белый плат (рушник). Крест, Евангелие и венцы лежат тут же на аналое.
Затем священник спрашивает жениха: "Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собой?"
Ответ: "Имею, честный отче".
Вопрос: "Не связан ли ты обещанием другой невесте?"
Ответ: "Нет, не связан".
Затем священник спрашивает невесту:
"Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?"
Ответ: "Имею, честный отче".
Вопрос: "Не связана ли обещанием другому жениху?"
Ответ: "Нет, не связана".
Этими вопросами выясняется, не было ли формальных обещаний вступить в брак с каким-то третьим лицом, и не вступал ли каждый из брачующихся в незаконную связь или в зависимость, так или иначе обязывающую его по отношению к этому лицу.

После этого литургическим возгласом - "Благословено Царство..." - начинается Венчание.
После краткой ектеньи о благостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три молитвы: "Боже Пречистый и всея твари Содетелю...", "Благословен еси, Господи Боже наш..." и "Боже Святый, создавый от персти человека...".
После этих молитв наступает главный момент Таинства.
Священник, взяв венец, знaменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя.
Венчая жениха, священник произносит: "Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, священник венчает ее, произнося: "Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Затем священник произносит трижды тайносовершительные слова, благословляя обоих иерейским благословением: "Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (их)!"

Венцы, надеваемые в Таинстве Венчания на головы жениха и невесты, имеют три символических значения:
  1. Царские венцы, надеванием которых провозглашается честь и слава человеку как царю творения. Жених и невеста становятся друг для друга в реальном смысле - царем и царицей.
  2. Мученические венцы, символизирующие мученичество супругов, распинающих каждодневно в браке свой собственный эгоизм.
  3. Венцы Царства Божья, путь в которое открывает благочестивая жизнь в браке.
После произнесения тайносовершительной формулы произносится прокимен:
"Положил еси на главaх их венцы, от кaменей честных, живота просиша у Тебе, и дал еси им".
Стих: "Яко дaси им благословение в век века, возвеселиши я (их) радостию с лицем Твоим".
Затем читается 230-е зачало из Послания святого апостола Павла к Ефесянам (Еф. 5, 20-33). После Апостола читается Евангелие от Иоанна (Ин. 2, 1-11). После прочтения Евангелия произносится краткое прошение и молитва о новобрачных. Затем священник возглашает: "И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати...", и новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву "Отче наш".
Приносится общая чаша с вином, над которой священником читается молитва с просьбой о благословении "сочетающимся ко общению Брака".
Священник, осенив чашу крестным знaмением, троекратно подает ее сначала жениху, потом - невесте. Общая чаша символизирует такое соединение новобрачных, когда все без исключения радости и скорби - общие.
Затем священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрыв их сверху епитрахилью и своей рукой, и трижды под пение торжественных тропарей обводит новобрачных вокруг аналоя. Круг, который молодожены трижды совершают вокруг аналоя, символизирует вечное шествие, которое началось для них в этот день.
После этого священник снимает с супругов венцы, произносится Отпуст, и новобрачных подводят к Царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери, затем они меняются местами и прикладываются, соответственно, жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к образу Спасителя. Провозглашается многолетие новобрачным, и все присутствующие поздравляют их с бракосочетанием.

Полезные советы:
  • Обручальные кольца надо заранее отдать венчающему священнику, чтобы он освятил их возложением на Престол.
  • Невеста не должна быть на венчании в брючном костюме, а платье не должно быть излишне декольтированным. У невесты непременно должен быть головной убор - фата или платок. Не стоит надевать слишком высокие каблуки, на них неудобно долго стоять. Косметика и украшения - или отсутствовать, или в минимальном количестве.
  • Обязательны нательные крестики для обоих супругов и их свидетелей.
  • По русской традиции, всякая супружеская пара имеет свидетелей - держать венцы над головами новобрачных. Свидетелями не могут быть неправославные, муж с женой, собирающиеся вступать между собой в брак.
©Храм святителя Николая на Щепах г.Москвы. Русская Православная Церковь.
Все права защищены. Разрешено любое некоммерческое использование материалов сайта.