Миропомaзание (греч. Миро - благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной. Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения.
Как и остальные Таинства Христовой Церкви, Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме - через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.
Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела. Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели. Таинство же Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры.
В древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с Крещением одно целое.
Чинопоследование Таинства Миропомазания
1. Помазание святым Миром
Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым Миром.
2. Хождение вокруг купели
Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром. Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священника трижды обходят вокруг купели, в направлении против движения солнца (против часовой стрелки). В это время поется стих: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекoстеся. Аллилуиа" (трижды). Если крестят младенца, свечу держат его восприемники.
3. Омывание святого Мира
Обряд омывания святого Мира относился в древности к так называемым "обрядам восьмого дня", которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. Священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, помочь, защитить его и даровать ему верность и терпение: "... щит веры его не навeтован от врагов соблюди; нетления одежду, еюже одеялся, нескверну в нем и неблaзнену сохрани...".
Затем священник, читая вторую молитву, кладет руку на голову новокрещенного, произнося слова: "... возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрaдомо обручение сохрани и сподоби его в Жизнь Вечную и в Твое благоугождение".
Потом "разрешает пояс отрочате и пелены" и, соединив края их, омокает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: "Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего".
Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:
"Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь".
Произносимые при омывании святого Мира слова имеют свое значение:
- "оправдался еси" - указывает на прощение грехов;
- "крестился еси" - на освящение души и тела в водах Крещения;
- "просветился еси" - на просвещение души верою;
- "миропомазался еси" - на Таинство Миропомазания;
- "освятился еси" - относится к Причастию, которое новокрещенные получали в древней Церкви в течение семи дней;
- "омылся еси" - указывает на совершённый обряд омовения.
4. Пострижение власов
Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Он предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно постригаются волосы на голове крестившегося. Священник при этом произносит:
"Постригается раб Божий (имя рек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".
Пострижение волос на голове совершается в том же порядке, в каком благословляется голова: вначале постригается затылок, потом - верхняя часть лба, дальше - правая и левая стороны.
Затем священник собирает остриженные волосы и отдает одному из восприемников, который вминает их в комочек воска и опускает в купель.
Заканчивается Таинство Миропомазания воцерковлением.
Воцерковление
Крещение само по себе уже есть воцерковление в самом глубоком и полном смысле этого слова, ибо оно соделывает человека членом Тела Христова, чадом Божиим (1 Кор. 12, 13). Поэтому то, что мы сейчас называем «воцерковлением», - это послекрещальный обряд принесения младенца в храм, а если это мальчик, то даже внесение его в Святая Святых (Алтарь).
В настоящее время, когда этот обряд совершается сразу после Таинства Крещения и Миропомазания, его можно рассматривать как торжественное шествие и вход в церковь для принятия новокрещеным Тела и Крови Христовых.
Приблизившись к Святая Святых, Алтарю, священник произносит: «Воцерковляется раб Божий (имя рек)».
Далее священник с лицами мужского пола входит в Алтарь через северную дверь и обходит вокруг престола через Горнее место. При этом священник произносит песнь Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Твоего (рабу Твою), Владыко, по глаголу Твоему с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже уготовал еси пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».
Воцерковление заканчивается обычным отпустом, после чего бывает целование Креста.
|