|
|
|
Богослужение Православной Церкви совершается по Уставу (Типикону) - по определенным правилам, по некоему раз и навсегда установленному порядку (чину). В его основе лежит сочетание двух основных элементов: Евхаристии (с которой так или иначе связаны и все другие Таинства) и того богослужения, которое связано, прежде всего, с тремя кругами времени: суточным, седмичным, годовым, который в свою очередь распадается на пасхальный и неподвижный; эти богослужебные циклы иначе называют богослужением времени.
Богослужение времени распределяется по часам, дням, седмицам и месяцам. В основе его находится суточный круг, состоящий из следующих служб: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, 1-го часа, 3-го часа, 6-го часа, 9-го часа (с так называемыми междочасиями). Следует отметить, что, по Уставу, церковный день начинается с вечера, и первой службой суточного круга является вечерня.
За кругом суточным, восполняя его, следует круг седмичный. Он не имеет своих отдельных служб, но его литургические тексты вставляются в определенные места суточных служб в зависимости от дня недели. Это - тропари, кондаки, стихиры и каноны дня седмицы, которые читают (или поют) на вечерне этого дня (по гражданскому исчислению суток - накануне вечером). Понедельник посвящен Небесным Силам Бесплотным, вторник - Крестителю и Предтече Иоанну, среда и пятница - Святому Животворящему Кресту Господню, четверг - святым апостолам и Святителю Николаю Мирликийскому, суббота - всем святым и памяти умерших членов Церкви. Все эти песнопения распределяются по восьми основным мелодиям, или гласам, и напечатаны в книге Октоих. Каждая седмица имеет свой глас, и, таким образом, весь Октоих разделен на восемь частей - по гласам, а каждый глас - на семь дней. Седмичное богослужение составляет цикл из восьми седмиц, повторяющихся на протяжении всего года, начиная с первого воскресенья после Пятидесятницы.
Наконец, третьим кругом богослужения является годовой круг, самый сложный по своей структуре. В него входят:
• богослужение месяцеслова, то есть неподвижных, связанных с определенной датой праздников, постов, памятей святых. Соответствующие богослужебные тексты находятся в двенадцати книгах Миней месячных и распределены по датам, начиная с 1 сентября (по ст.ст.);
• богослужение великопостного цикла обнимает собой три подготовительные к посту седмицы, шесть седмиц поста и Страстную седмицу. Литургические материалы его находятся в книге Триодь постная;
• богослужение пасхального цикла, состоящего из служб Пасхи, Пасхальной седмицы и всего периода между Пасхой и Пятидесятницей. Богослужебной книгой этого цикла является Триодь цветная.
Богослужение годового круга включает в себя материал как библейский, так и гимнографический, причем материал этот также не имеет самостоятельных служб, а включен в структуру суточного круга.
Вечерня
Богослужение, которое совершается в конце дня и является началом суточного круга церковных служб, называют вечерней. Вечерня содержит молитвословия, песнопения и священнодействия, в которых Святая Церковь прославляет Бога Творца за Промышление Его о мире и человеке. Она переносит верующих в ветхозаветные времена, напоминая о блаженном пребывании прародителей в Раю, их нуждах и скорбях по грехопадении, об обетовании, данном им и всем людям о Спасителе мира; о вере ветхозаветного человека в искупление рода человеческого крестной смертью Единородного Сына Божия. В службе вечерни мы благодарим Бога за все Его благодеяния, явленные нам, и особенно в истекший день, каемся в грехах, совершенных в течение дня; испрашиваем у Господа мира и безгрешности на остаток дня и ночь, мирной жизни и блаженной кончины.
Чины Литургии
В I - II веках чины многочисленных Литургий, совершаемых разными Поместными Церквями, не были письменно зафиксированы и передавались в устной форме. Но с момента появления ересей возникла потребность в письменной фиксации и унификации последований различных чинов. Эта миссия была выполнена святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. Ими были составлены стройные чины Литургий, называемые теперь их именами.
В Православной Церкви существует еще один чин Литургии - Преждеосвященных Даров (во время которой не совершается проскомидия и преложение Святых Даров. Для Причащения Святых Таин используются Дары, освященные прежде - на Литургии святых Василия Великого или Иоанна Златоустого.). Связано его появление с соблюдением поста, заповеданного Господом.
Литургия Преждеосвященных Даров - апостольского происхождения. Для Александрийской Церкви последование Преждеосвященной Литургии было составлено апостолом и евангелистом Марком. В IV веке святитель Василий Великий переработал это чинопоследование, с одной стороны, сократив его, а с другой, - внеся в него свои молитвы. И уже это чинопоследование переработал для западной части Православной Церкви святой Григорий Двоеслов, папа Римский. Переработав этот чин и переведя его на латынь, святитель Григорий ввел его в повсеместное употребление на Западе. Сугубое уважение к трудам Григория Двоеслова стало причиной того, что в названии Литургии Преждеосвященных Даров закрепилось его имя.
Время совершения Литургии
Литургия может совершаться ежедневно, кроме некоторых особо оговоренных Уставом дней. По обычаю Евхаристическое приношение начинают утром.
Литургии не положено:
- В среду и пятницу Сырной седмицы.
- В понедельник, вторник и четверг седмиц Великого поста.
- В Великий Пяток, если этот день не совпадает с Благовещением Пресвятой Богородицы (7 апреля), когда положена Литургия святителя Иоанна Златоуста.
- В пятницу, предваряющую праздники Рождества Христова и Богоявления Господня, если сами дни праздников выпадают на воскресенье или понедельник.
Литургия святого Василия Великого совершается десять раз в году:
- В нaвечерие Рождества Христова или в самый день праздника, если он приходится на воскресенье или понедельник.
- В нaвечерие Богоявления или в самый день праздника, если он приходится на воскресенье или понедельник.
- В день памяти святителя Василия Великого - 14 января.
- В воскресные дни 1, 2, 3, 4 и 5 седмиц Великого поста.
- В Великий Четверг и Великую Субботу.
Литургия Преждеосвященных Даров совершается Великим постом:
- В среду и пятницу первых шести седмиц.
- Во вторник или четверг 5-й седмицы.
- В первые три дня Страстной седмицы.
- В предпразднство Благовещения, если оно бывает в среду или пяток.
- Литургия Преждеосвященных Даров может совершаться также в понедельник, вторник и четверг, начиная со 2-й седмицы Великого поста, если эти дни совпадают с полиелейными праздниками (в частности, в день памяти Сорока мучеников Севастийских, 22 марта или в день Обретения главы Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна, 9 марта, если он выпадает на дни Великого поста, когда Литургии не положено).
- В некоторые другие дни, точно определяемые Уставом.
В остальное время церковного года совершается Литургия святителя Иоанна Златоуста.
Чинопоследование Таинства Евхаристии включает в себя три части.
- Проскомидию.
- Литургию оглашенных.
- Литургию верных.
Таинство Евхаристии совершается с определенного момента Литургии верных. Последование Литургии едино и совершать Евхаристию в отрыве от ее остальных частей невозможно.
Краткий устав-схема Литургии святителя Иоанна Златоуста загрузить.
Молебен
Молебен - богослужение, содержание которого составляет сугубое моление ко Господу Богу, Пресвятой Богородице или святым о здравии. По своему составу молебен представляет собой сокращенную Утреню. Основными частями молебна являются: тропари, канон, Евангелие, ектения, молитва. Совершаются Молебны, как правило, утром или после окончания Литургии.
Молебны бывают благодарственные и просительные. Благодарственные молебны служатся только Господу Иисусу Христу. Просительные молебны совершаются по поводу событий и нужд общественно-церковной или частной жизни (путешествие, начало дела, болезнь, освящение воды, стихийные бедствия, нашествие иноплеменников, эпидемия, неурожай и проч.). Они могут совершаться в храме, дома, в общественных местах и на природе.
Заказывая молебен, надо указать в записке: вид молебна (благодарственный, о путешествующих и т.п.) и кому совершить моление (ко Господу Богу, Пресвятой Богородице). Если молебен заказывается святому (одному или нескольким), то надо указать его имя. Далее необходимо перечислить имена тех, за кого предстоит совершить молебен.
Молебны бывают простые и водосвятные. На водосвятном молебне освящается вода. Святую воду после молебна прихожане уносят с собой и ее можно и нужно употреблять, окроплять жилище (место работы) и всякую вещь.
Панихида
Панихида - заупокойное богослужение, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются Панихиды, как правило, утром или после окончания Литургии.
Обычно панихиды заказывают в 3-й, 9-й, 40-й день по смерти, в дни рождения, тезоименитства и в годовщину смерти усопшего. Кроме панихид по отдельным усопшим Церковью совершаются еще общие панихиды в дни, которые называются Родительскими субботами.
В Русской Церкви существует обычай приносить на канун различную снедь (еду). Канун - это специальный стол (квадратной или прямоугольной формы), на котором стоит Крест с Распятием и устроены подставки для свечей. Перед кануном служат Панихиды. Обычно на канун кладут муку, елей (растительное масло), хлеб, печенье, сахар - все то, что не противоречит посту. Можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор. Запрещается приносить в храм мясную пищу. Эти приношения служат пожертвованием, милостыней за преставившихся.
Акафист
Акафист - особые хвалебные песнопения в честь Господа, Пресвятой Богородицы, какого-либо праздника или святого. Совершаются или в составе какой-либо службы (напр., молебна), либо отдельно, как правило – во второй половине дня.
|
|
|